Музыкальная теория: как быстро сочинять прогрессии аккордов

7notescale

Буквально на днях нашел интересную статью об электронной музыкальной теории: "Electronic Music Theory: How to Quickly Write Better Chord Progressions w/ Pat Cupo". В ней было рассмотрено построение прогрессий аккордов. Мы прекрасно понимаем, что с появлением электронных секвенсоров (программ для написания музыки) мы все дальше отходим от обычных нот и, тем не менее, подсознательно используем музыкальную теорию и теорию гармонии. Эта статья поможет вам строить прогрессии аккордов.

Для начала разберемся, что же такое прогрессии аккордов. Прогрессии аккордов - это последовательность аккордов в композиции или переход одного аккорда в другой.

Я не буду вдаваться в подробности о построении отдельных аккордов (мажорных и минорных), информацию об этом вы всегда можете найти в учебниках по элементарной музыкальной теории. Большинство начинающих музыкантов знают как строить те или иные аккорды, но когда дело касается построения их последовательности - они заходят в тупик. Это руководство поможет вам быстро писать их прогрессии.

1. Используйте только мажорные или минорные аккорды

Мажорные или минорные аккорды состоят из 3х нот. Например, аккорд до мажор состоит из нот до-ми-соль (C E G). Аккорд до минор - до-ми бемоль-соль (C Eb G). Это ограничение поможет вам принять решение о том, какие аккорды использовать.

C Major

C-Major-Chord

C Minor

C-Minor-Chord

2. Начало и конец прогрессии аккордов должно быть одинаковое

Музыка похожа на игру: вы начинаете с одного звука (аккорда), уходите в другое место и затем должны вернуться обратно. В данном примере мы начнем с аккорда ля минор.

Так каким же аккордом мне закончить? 

A Minor

A-Minor-Chord

3. Можете свободно передвигаться по диатоническим аккордам

Слово диатонический значит - "от тоники". Что такое тоника? Тоника - это основной шаг в композиции - это нота, от которой каждая другая нота основана.

В данном примере, я выбрал тоникой ноту Ля (A). И решил, что этот музыкальный отрывок будет в миноре - Ля минор (A minor). От нашей основной ноты я строю натуральный минор: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Гамма ля минор

A-Minor-Scale

Вы можете построить семь "диатонических аккордов" от каждой вышеописанной ноты. Даже если вы будете использовать ноты гаммы ля минор, результатом будут мажорные или минорные аккорды. Например, если был построен аккорд в тональности ля минор от ноты до, то в результате мы получим аккорд до мажор (C-E-G).

Diatonic-Chords

Вы можете свободно перемещать эти аккорды в любом направлении, в котором вы хотите. Вы просто должны найти прогрессии, которые звучат лучше для вашей композиции.

4. Аккорд одного типа может свободно перемещаться в любой аккорд такого же типа

Теперь будет интереснее. Допустим, вы хотите использовать аккорд вне диатонических аккордов. Разве это возможно? Да. Будет ли она звучать хорошо? Ну, это зависит от вас. Проще говоря, вы можете начать с диатонического мажорного аккорда и перейти в любой другой мажорный аккорд. Например, скажем, что моя прогрессия аккордов начинается примерно так:
A Minor | D Minor | F Major

Am_Dm_FM

Какой мне выбрать следующий аккорд? Могу ли я пойти в ми-бемоль мажор? Да. Как насчет си-бемоль мажор? Да. Любой мажорный аккорд будет звучать хорошо. Фокус в том, чтобы закончить серию мажорных аккордов на одном из трех основных диатонических аккордов:

A Minor | D Minor | F Major | Eb Major | Bb Major | C Major (diatonic) |

Am_Dm_FM_EbM_BbM_CM

То же самое касается минорных аккордов. Убедитесь, что ваша партия заканчивается на одном из трех диатонических минорных аккордов:

A Minor | F Major | D Minor | Bb Minor | Eb Minor | D Minor (diatonic) |

Am_FM_Dm_Bbm_Ebm_Dm

5. Основание предпоследнего аккорда должно отличаться на секунда, кварту или квинту

Мы уже знаем, что последний аккорд должен быть таким же как и первый, а как на счет аккорда, стоящего предпоследним?

Этот аккорд очень важен, так как позволяет вашей партии прийти к последнему аккорду. У вас есть несколько вариантов: предпоследний аккорд должен быть на 2 полутона выше или ниже основной тоники, или на кварту (или квинту) выше тоники. Давайте внесем ясности. Например, все варианты для тональности Ля минор:

Секунда: G Major > A Minor

GM_Am

Кварта сверху / квинта снизу: D Minor > A Minor

Dm_Am

Квинта сверху / кварта снизу: E Minor > A Minor

Em_Am

6. Основания аккордов должны быть в нашей основной тональности и при этом образовывать красивую мелодию

После того, как вы закончите вашу прогрессию аккордов, возьмите основания аккордов (Ля - основание аккорда ля минор, До - основание до мажор итд) и проиграйте их. Звучит как красивая мелодия? Значит вы написали хорошую прогрессию аккордов.

Вот, что получилось после всех шести шагов:

A Minor | E Minor D Minor | C Major | Eb Major G Major | D Minor G Minor | D Minor | E Minor | A Minor |

Final

В заключение хочу сказать: попробуйте использовать это руководство при написании своих прогрессий аккордов, которые могут быть главной "фишкой" ваших композиций или в качестве "подложки" для ваших мелодий.

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip