Мониторинг. 20 советов.

Мониторинг звука

Наличие даже самых хороших мониторов не является гарантией отличного мониторинга. К тому же далеко не все могут похвастаться по-настоящему классной контрольной системой. Ниже приведено несколько советов звукорежиссёра Мартина Уолкера касательно создания качественной системы мониторинга.

Для успешного завершения процесса создания музыки нужны не только Ваши навыки микширования, чрезвычайно важную роль в этом деле играет надежность контрольной системы.

Многие музыканты, записывающиеся в личных студиях, рано или поздно оказываются в ситуации, когда их миксы великолепно звучат на собственных колонках и в то же время их баланс при воспроизведении на другом оборудовании «не тот». И приобретение более дорогих мониторов в этом случае – это только половина решения возникшей проблемы.

На самом деле, создать великолепные миксы можно и на дешевых мониторах, главное – иметь представление о том, каким будет звучание микса на других колонках. В первую очередь нужно убедиться, что Вы получаете самое лучшее звучание в независимости от типа мониторов. И тратить большие деньги тут совсем необязательно.

1. При покупке новых мониторов или усовершенствовании имеющихся останавливайте свой выбор на нейтрально звучащих. Сейчас огромной популярностью пользуются колонки с агрессивным, детальным звуком, но в результате использования таких контрольных систем может возникнуть ситуация, когда при воспроизведении через более стандартные мониторы Ваши миксы приобретут излишнюю мягкость.

Существует мнение, что Ваша музыка должна противостоять тональной тенденции Ваших мониторов, если таковая имеется. То есть, для создания музыки с небольшим количеством баса используйте мониторы с тяжелым басовым звучанием и наоборот.

2. При использовании дорогих, чисто и детально звучащих мониторов не стоит забывать о том, что дальнейшее воспроизведение музыки на более простых системах может повлечь за собой потерю некоторых второстепенных деталей. Поэтому рекомендуется перепроверить звучание на простых и дешевых колонках.

Большое количество звукоинженеров используют одну пару мониторов высокого качества для подробной и доскональной работы и еще одну пару средних по качеству мониторов для проверки звучания микса в целом.

3. Если у Вас пассивные мониторы, для раскачки динамиков используйте усилитель с достаточно высокой мощностью. Намного целесообразней соединить этот усилитель с небольшими динамиками, которые легко двигаются с кристально чистым звуком. Если же поступить наоборот и использовать слабый усилитель в сочетании с мощными дорогостоящими колонками, то увеличивается  риск возникновения поломки.

Перегрузка выходных каскадов может спровоцировать сбой работы усилителя, который начнет клиповать, обрезая верхушки звуковой волны. Во время этого  процесса происходит генерация большого количества гармоник, которые могут вызвать выход из строя высокочастотных динамиков. Если такое уже происходило с ними в прошлом, то вполне вероятно,  что причина этого была именно в усилителе, который все-таки стоит заменить на более мощный.

4. Нецелесообразно использовать дорогостоящую сверхвысококачественную суперсовременную технику (хоть некоторые утверждают обратное), но кабели между колонками и усилителем должны отличаться высоким качеством и прочностью, иначе пострадает Ваш звук, особенно это касается басов.

5. Итоговый звук в значительной мере зависит от размещения мониторов. Расстояние между колонками ближнего поля в идеале должно равняться 1,5-1,8 м, впрочем, так же, как и расстояние от мониторов до Ваших ушей. Существует негласное правило, согласно которому колонки в комбинации с Вашей головой должны формировать воображаемый равносторонний треугольник.

6. Чтобы избежать чрезмерного баса, следует размещать мониторы подальше от углов помещения. Также не нужно игнорировать рекомендации изготовителя касательно положения колонок относительно тыловой стены.

В зависимости от особенностей разработки, одни мониторы рассчитаны на усиление басов при размещении возле стены, другие работают сбалансировано только при условии размещения на достаточном расстоянии от тыловой стены.

Кроме того, рекомендуется соблюдать одинаковое расстояние от колонок до боковых стен, в противоположном случае их звучание будет иметь существенные различия, и, как результат, испортится целостная стереокартина. Чтобы как можно более ослабить эффект от акустики помещения, постарайтесь ставить мониторы на неодинаковом расстоянии от тыловой и боковых стен комнаты.

7. Размещать высокочастотные динамики целесообразно на уровне ушей, поскольку именно высокие частоты содержат в себе большую часть информации о направленности. По этой же причине рекомендуют разворот некоторых мониторов немного внутрь так, чтобы пищалки были направлены прямо на Ваши уши.

Если же Вы обычно слушаете музыку не сами, то разумнее будет настроить этот разворот так,  чтобы каждая пищалка «смотрела» бы на воображаемую середину, находящуюся немного позади Вашей головы.

8. Передвигая стул вперед и назад, отрегулируйте угол между колонками. Слишком близкое Ваше расположение спровоцирует получение чрезмерно широкой стереокартины и затруднит работу с центральными моносоставляющими сигнала. И наоборот, чрезмерно далекое расположение вызовет уменьшение ширины стереобазы.

9. С помощью друзей можно выполнить сказанное в предыдущем пункте с точностью до наоборот. Перемещаться будете не Вы, а колонки. Поставьте свой стул как можно удобнее и слушайте в моно.  На середине пути между мониторами Вы получите точное центральное звучание, ясность которого начнет мутнеть после некоторой ширины.

10. Когда мониторы, наконец-то, станут в правильное положение, необходимо отрегулировать угол между ними, чтобы создать оптимальный звуковой центр. Для достижения подобного результата целесообразно прослушать много качественного стереоматериала и попробовать перемещать голову в разные стороны. Таким образом, Вы проверите размер этой оптимальной зоны.

11. Рекомендуется размещение мониторов ближнего поля на жестких и прочных подставках. Если же разработка монитора предусматривает ее установку вблизи тыловой стены, то в этом случае используют специальные настенные полки повышенной прочности.

12. После установки громкоговорителей настал черед побеспокоиться об их жесткой фиксации в оптимальном положении. Не допускаются любые колебания или покачивания. При каждом движении диффузора басового динамика вперед происходит попытка корпуса монитора сдвинуться назад. Если это  происходит, то страдают не только басы, но и высокие частоты, которые теперь излучает движущийся источник.

Как известно, длина волны при частоте 10 кГц в воздухе ненамного превышает 2 см, поэтому существует большая вероятность существенного помутнения ясности самых высоких частот и центра.

13. Не рекомендуется ставить мониторы на микшерный пульт. Кроме недостаточной жесткости его поверхность имеет еще один значительный недостаток: она подобно зеркалу отражает и повышает воспринимаемую громкость средних частот.

14. Производители многих напольных стендов снабжают их специальными коническими шипами, которые можно регулировать для сохранения их устойчивости даже на неровном полу. Уберечь качество звучания баса от негативного влияния половиц помогут особые неопреновые прокладки между полками и колонками.

15. В случае выполнения всего выше перечисленного для проверки мониторной системы прослушайте еще определенное количество качественно смикшированных записей.

Если Вас все равно не устраивает качество звучания, то обратите внимание на акустику помещения. Эта проблема затрагивается во многих специализированных пособиях. Поэтому если Вы желаете работать над записями коммерческого характера, то задумайтесь о помощи эксперта, хотя для улучшения большинства помещений много чего Вы сможете сделать и сами.

16. В расположении звукозаписывающего оборудования приветствуется разумная симметричная форма. Позаботьтесь о том, чтобы левая половина Вашей студии зеркально отображала правую и наоборот, так Вы получите более качественный стереозвук.

Также сделайте все возможное для предотвращения потенциальных отражений звука от стены, которая находится сзади Вас. Эти отражения имеют способность интерферировать с прямым звуком, исходящим от мониторов.

17. Если у Вас нет большого помещения с нейтральной акустикой, не используйте колонки с чрезмерно широким басовым ответом, которые лишь усугубят проблемные места Вашей комнаты и неправильно отразят работу баса.

Для маленьких помещений хорошо подойдет срез низов где-то от 60 Гц. Сильный, мощный бас может, конечно, понравиться Вашим клиентам, но в то же время его использование помешает сфокусироваться на главном – среднечастотном диапазоне. Да и качество микса в этом случае наверняка пострадает.

18. На качество стереокартины в значительной мере влияют сильные отражения от студийных объектов. Представьте лазерный луч, выходящий из каждой колонки. Самый  прямой путь протекает между Вашими ушами   и мониторами. Но следует обратить внимание и на другие пути, которые включают в себя только одно отражение, например, отражение от потолка.

В этом случае используйте зеркала. Разместите их на стенах, потолке и возле других студийных объектов, находящихся между Вами и мониторами. Когда Вы увидите колонки в зеркале, то такой путь найден.

19. Мониторы ближнего поля нельзя класть на бок, если, конечно, это не предусмотрено самой их конструкцией. Малейший сдвиг от точного центра оптимальной зоны вызовет

несовпадение по фазе звуков от пищалок, басового и среднечастотного динамиков.

20. Ни одна контрольная система не является абсолютно идеальной. И даже, если предположить, что таковая существует, Вы все равно должны проверять звучание миксов на бытовых аудиосистемах, которыми пользуется большинство Ваших потенциальных слушателей.

Только тогда, когда Вы удостоверитесь, что Ваш микс одинаково хорошо звучит и на автомагнитоле, и в моно через единственный небольшой динамик мобильника, Вы сможете быть уверенны в высоком качестве Вашей работы.

Автор: Мартин Уолкер
Перевод: Андрей Скидан

по материалам: http://www.as-workshop.ru

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip