Исправим это при мастеринге

mastering 019

Вследствие большого количества вопросов по этой теме в аудио-форумах, которые мне приходилось видеть в последнее время, я подумал, что нужно потратить некоторое количество времени, чтобы осветить подробно сей факт. Его я называю ложью нового тысячелетия, которую можно описать одной фразой - "Исправим это при мастеринге".

 

"Исправим это при мастеринге"

Автор: Jackson B. Jackson
Перевод:
Motovilo

В течение последних нескольких десятилетий, ещё до вас, даже среднестатистический музыкант знал, для чего существует процесс мастеринга (многие до сих пор не знают). Самая распространённая ложь, которую мы слышали из уст звукорежиссёров и продюсеров, была "Исправим при сведении". Мы все знаем, что хотя это утверждение имеет долю правды, чаще оно использовалось как "отмазка" исполнителя, порой талантливого, пред звукоинженером, дабы избежать повторной записи дополнительных дублей.

Конечно, с изобретением цифровой редакции звука, фраза "Исправим при сведении", получила полностью новую жизнь. Оказалось так, что любой может с лёгкостью резать, клеить и препарировать посредственное исполнение до тех пор, пока оно не станет приемлемого уровня. И это делает сие утверждение ещё более правдивым. Как бы там ни было, резать и клеить обычно начинают после многочисленных попыток просто записать необходимое количество дублей.
Но я отклонился от темы. Речь пойдёт не о вчерашних уловках редактирования, вводящих в заблуждения, но о чуме, охватившей нас сегодня – синдроме "FDM". (Fix During Mastering – "исправим при мастеринге").

Давайте начнём с краткого описания понятия мастеринга, вежливо позаимствованного с abluproduction.com :
Мастеринг это процесс, где запись обретает полноту качества и глубину звучания. Опытные мастеринг инженеры, используя специализированный инструментарий, доводят каждый проект до максимально возможного уровня качества. Мастеринг является промежуточным шагом между сведением и тиражированием. Каждый проект, попадая в мастеринг-студию, критически оценивается на самых высококачественных и прецизионных системах мониторинга. Становятся видны любые, пусть даже самые малозаметные дефекты в звуке. Записи подвергаются тщательной обработке, чтобы сделать звучание проекта более крупным, теплым, прозрачным, "впирающим", громким и драйвовым, пространственным и глубоким, более естественным. Одним словом, максимально соответствующим характеру конкретной записи.

Ниже приводится список процессов, которые могут быть применены к сведённому материалу на стадии мастеринга:
• "Накачка" динамики
• Прозрачное лимитирование
• Выравнивание и расширение стереобазы.
• Многополосная компрессия.
• Динамическая эквализация (ламповое утепление).
• Добавление верхних гармонических составляющих (Enchancement).
• Добавление громкости и выравнивание.
• Устранение возможных щелчков, клипов, шипения и шума.

Дополнительно мастеринг может включать в себя окончательную компиляцию альбома. На этом этапе проект может подвергнуться дополнительному монтажному редактированию и упорядочиванию. Между отдельными треками добавляются необходимые паузы, делаются фейды, удаляются лишние шумы, неровности, щелчки и.т.д.
Наиболее важным является то, что все изменения в процессе мастеринга производятся в тесном сотрудничестве с клиентом, дабы быть уверенным в конце, что результат отражает ваше видение этого проекта.
Ниже я привожу типичные заблуждения о сути мастеринга, и то, как по моим ощущениям, мы должны поступать, чтобы остановить "FDM" синдром раз и навсегда.

1. Заблуждение номер один - многие проблемы микса могут быть исправлены в процессе мастеринга.
Это самая чудовищная ложь, которая только может быть сказана в отношении мастеринга. Хотя, конечно почти все результаты сведения могут быть улучшены или проконтролированы на мастеринге. Единственный путь исправить действительно плохое сведение – пересвести или перезаписать проблемный трек. Плохой микс, он и в Африке плохой и баста. Вряд ли вы ожидаете от маляра, что он исправит фундамент или неудачную планировку вашего дома. Но вы можете потребовать от него сделать ваш дом более привлекательным.

2. Заблуждение номер два – профессиональный мастеринг сделает звучание моей записи, произведённой в домашней студии, профессиональным. Это очень распространённое и, возможно самое абсурдное заблуждение из всех. Процесс профессиональной звукозаписи включает в себя большое количество стадий до мастеринга. А также плотный, чистый и убедительный исходный материал. Хорошо сыгранное исполнение, записанное через хорошие микрофоны, качественные предусилители, на соответствующее записывающее оборудование, "звёздатый" микс – всё это имеет намного большее значение, нежели мастеринг. Не поймите меня превратно - мастеринг очень важен, но все предыдущие этапы важны не менее. 

3. Заблуждение номер три - большинство инженеров звукозаписи владеют средствами и знанием, чтобы делать мастеринг самим.В описание фразы, сказанной выше, замечу, что мастеринг инженеры владеют очень специальными навыками и совершенно особым оборудованием. Большинство именитых "мастерильщиков" занимаются только этим, и я даже представить боюсь, чтобы мой проект мастерил кто-то, не специализирующийся только на мастеринге. Технология быстро развивается. Мне приходилось бывать на многих мастеринговых студиях, где я не встречал ни одного знакомого мне прибора или отдалённо напоминающего то, что обычно мы встречаем в студиях звукозаписи. Недавно я прочёл письмо на форуме звукоинженеров, в котором говорилось, что BBE Sonic Maximizer является "секретным оружием" мастеринговых студий. Я не буду говорить, что написавший никогда не видел в глаза этот прибор, и что он завсегдатай мастеринговых заведений, но среди профессиональных средств, с которыми я имел дело, вышеописанный прибор можно сравнить с пьяным забулдыгой в качестве официанта в дорогом ресторане.

4. Заблуждение номер четыре – на рынке продаются программы, которые сделают то же, и так же, как и мастеринг-инженер в специализированной мастеринговой студии. Опять неверно, увы. Это то же самое, что сказать: любой обладатель цифровой рабочей станции может осуществить коммерческую запись. Хорошо – можете ли вы приобрести такую программу, которая действительно улучшит качество записи вашей студии? Конечно, вы можете экспериментировать с железом и софтом, но можете ли вы с пятидесятидолларовой программой сделать то же, что опытный профессионал сделает на специализированных приборах? Конечно же, нет.

5. Заблуждение номер пять – все мастеринговых заведения/мастеринг инженеры мастерят одинаково. Пойдите к десяти разным звукорежиссёрам – и вы получите десять совершенно разных вариантов сведения. То же самое будет и с мастерингом. Не думайте, что вы сможете сделать мастеринг сами только потому, что вам однажды не повезло с мастеринг инженером. Опыт бывает не только отрицательный. Каждый проект отличается от другого и имеет своих собственных "тараканов".

6. Заблуждение номер шесть – все записи должны быть отмастерены.
Мягко говоря, это неправда. Всё зависит от назначения записи. Если вас устраивает звучание окончательного не мастеренного микса, и вы хотите его издать "как есть" - флаг в руки! Я сделал сам и слышал огромное количество демозаписей композиторов, независимых синглов, малотиражных изданий и записей малобюджетных проектов, у авторов которых не было средств на профессиональный мастеринг. Но, несмотря на это, все эти записи успешно выполняли своё предназначение, ради которого они были сделаны.

7. Заблуждение номер семь – громче = лучше.

В заключение скажу, что большинство великих записей были превращены в руины ужасным мастерингом. Позже оказалось, что звукозаписывающие компании, музыканты и мастеринг инженеры, которым казалось, что чем громче, тем лучше, разрушили микродинамику и дыхание своих хороших записей в процессе мастеринга.
А сейчас, идите и делайте хорошую музыку!

Источники:

http://www.guitar-club.ru/4Record/mastering.htm - перевод
Оригинал статьи : http://www.prosoundweb.com/recording/commentary/jack/mast.php - оригинал

Метки: мастеринг

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip