Расширение стереобазы

Для начала следует отметить, что же такое стереобаза, и для чего она нужна? Для меня это одна из составляющих качественного звука. Это объем Вашей фонограммы. Любая композиция, сведенная на студии профессиональным звукорежиссером, обладает достаточной амплитудой стереобазы, что придает ей живость и свободу для полета. Звук становиться более прозрачным и бархатным. Это когда звуковая волна распространяется не по прямой, а как бы охватывая все пространство. И так, с понятием стереобазы мы определились. Но как добиться такого звучания, неужели такое качество возможно только при сведении на студии? Нет, этого возможно добиться и в домашних условиях, причем двумя способами. Первый способ - программный, то есть с помощью плагинов (plug-in). Второй способ - ручной, то есть с помощью панорамы и маленькой хитрости.


Способ первый.

В настоящее время существует множество плагинов и VST инструментов, способных тем или иным способом расширять стереобазу фонограммы. Существует такой замечательный инструмент, под названием Virtual Guitarist (рис. 1), имитирующий игру живого гитариста, в котором эта функция встроена, и естественно применима только к собственному звуку. С помощью ручки стерео вы можете, как расширить звук, так и свести его в моно. Если гитарная партия в миксе служит мелодией, то желательно звук сделать <<шире>>, для большего объема и красоты. Если же гитарная партия держит ритм, то звук требуется сделать более четким, и постараться не прибегать к этой функции.


рис.1



рис.2


В секвенсоре CuBaseSX3 имеется встроенный синтезатор под названием Embracer (рис. 2), в котором стереобазу можно расширять параллельно с тоном звука. Из всех плагинов, с помощью которых можно расширить стерео базу фонограммы можно особенно выделить мастеринговый пакет Izotope Ozone, который как нельзя лучше справляется со своими обязанностями. Делает он это посредством разведения по панораме отдельных частот звуковой волны. Так же возможна эквализация звука с помощью четырех полосного эквалайзера. Для большего понимания, о чем идет речь, разберем все на примерах:

 


Пример 1.

Так выглядит звуковая волна на диаграмме Izotope Ozone при проигрывании чистого, не обработанного звука. Как видно на рисунке, звук распространяется строго по центру, и на слух не будет никакого объема. Если же развести по панораме отдельные частоты, а не весь их спектр, то разница будет ощутима даже не искушенному слушателю.


Пример 2.

Так выглядит звуковая волна на диаграмме Izotope Ozone при разведении низких и средних частот по панораме на 10% в правый и левый канал. В этом случае низкие и средние частоты по отношению к основному звуку фактически играют в разное время, но так как они разведены по каналам, наши уши слышат их по отдельности, а мозг уже собирает в единую стерео картинку. Главное с этим не переборщить. При слишком расширенной стерео базе микса, он может потерять свою четкость и динамику.

Способ второй.

Если у вас нет подходящего плагина, то расширить стереобазу можно в ручную, используя любой аудио редактор с мульти трековым режимом записи, или можно взять любой секвенсор. На примере используется CuBase SX.
Для начала нам нужен звук, который будем обрабатывать. Импортируем этот трек в CuBase (File -> Import -> Audio File). Дублируем исходный трек, после чего у нас должно получиться, так как на рисунке 3.


рис.3

Далее верхнюю дорожку уводим влево по панораме, а нижнюю вправо. При этом на нижнюю дорожку накладываем задержку в 10 единиц. Но можно и отклониться от этой цифры, но главное не переборщить. Все, сводим эти дорожки в один файл (File -> Export -> Audio Mixdown), причем только в стерео, а то толку от проделанной работы не будет.

Следует отметить основные инструменты, которые в этом нуждаются, и те, которым абсолютно не нужно расширение по стерео фазе:

Гитара.
Гитара, это инструмент, который чаще всего подвергается такой обработке. Это не зависит ни от типа гитары, будь то акустика или электрогитара, ни то стиля исполнения. В рок музыке гитарные ритм партии являются основой жесткости и динамики, и должны охватывать почти всю область звучания, если же это лиричная партия арпеджио, то ширина стерео фазы подчеркивает красоту и изящность мелодии.

Фортепиано.
Расширение стереобазы фортепьяно не навредит, но можно обойтись и без этого. Все зависит от места инструмента в миксе, и от стиля исполняемой музыки.

Скрипичные.
Желательно что бы скрипичные звучали <<широко>>, но здесь все опять таки зависит от скрипичной партии и стилистики музыкальной композиции.

Вокал.
Бэк вокалы подвергаться обязательному расширению стереобазы, иначе они будут звучать, как и основной голос, расширяя их, мы оставляем место под соло вокал. Но можно услышать эту обработку и на соло вокале.

Бас.
Категорически запрещается расширять стереобазу у бас гитары, так как она является фундаментом композиции, и должна находиться строго по центру, это относиться к живым стилям. В электронной музыки возможно все, например расширение стереобазы у баса нередко встречается в стиле Trance, так как там основой является ударная ритм секция.

Ударные.
Опять же, в живой музыке должны быть строго по центру, следует только разводить отдельные составляющие по панораме.

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip