Построение композиции, (для применения в электронной музыке)

* Способ прослушивания чужих треков, их анализа по функциональным частям, а затем повторения - супер полезен и не зазорен совершенно. Но: в процессе это делать крайне муторно и повторять снова и снова особо не хочется. Но надо. Удивительно малые детали и простые ходы (вроде акцентирования в определенном месте тарелкой или микро-сбивочкой) дают диспропорционально большую часть эффекта.

* Вопрос в том, как составить последовательность психически воздействующих на слушателя блоков, проводя его из состояние в состояние плавно и циклично, как электрический ток. Основное, ключевое воздействие на слушателя происходит в момент перехода, "шага" через границу блока к следующему. Аналогия тут простая и доходчивая - ручная коробка передач. Ехал ехал, дрыг, опять едем но уже по-другому звучит двигатель. Интересно обратить внимание как сделаны авто-погони в голливудских фильмах с этой точки зрения (например Bourne Identity). Постоянное, ритмичное переключение передач!


* Типичные принятые сегодня приемы: блоки делаются по 8 тактов. Заканчиваются всегда сбивочками различных типов и мастей. Таких блоков на трек в сумме понадобится ~20. Из них многие будут (и должны быть) повторениями с небольшими вариациями.

* Блок блоку сильно рознь,если это не повторение. Поэтому их удобно разбить в уме на функциональные группы. Предлагаю рассмортреть подробнее семь условных групп которые я использую. Они могут комбинироваться в различном порядке (за исключением вступления и коды), именно эти комбинации делают все динамичным и реальным на протяжении трека.

В. - Вступление. Свободно текущие звуки, пады, иногда кикдрам для диджеев. 1-4 блоков. Вводная часть зачастую самая эксперементальная во всем треке. Основной кач еще не врубился, нужно задать настроение. Свечи, шампанское. Если лениво, можно конечно исключить эту часть совсем. Но толпа, танцпол, группа радостных слушателей во дворе (независимо от статистических биологических данных) - всегда "существо" женского пола.

К. - Кода или outro, противоположная вступлению часть, крепится в самом конце вагонного состава. Содержание похожее. Если лениво, можно исключить эту часть совсем.

Н. - Наростание (extended crescendo). Длинный фрагмент из 4-16 блоков, в котором сначала звучит один элемент фактуры, потом четко через 8 тактов (один блок, если шаг=1 блок) добавляется еще один элемент, потом еще, итд. Важно: элемент фактуры это не обязательно один единственный инструмент - иногда интересны комбинации из 2-3х которые вместе составляют такой элемент. Смысл в том что напряжение все растет и растет. Ощущение должно быть что "Глаз не оторвешь"

С. - Сброс. После долгого наростания страстей и взрыва, в кайф сразу после поставить полный, контрастный сброс. Если раньше звучал ритм, то теперь расплывчатые пады/звуки. Если раньше наростали высокие частоты, теперь гудят низкие. Если раньше мелодия прыгала быстренько, то теперь звучат протяжные, ненатурально длинные ноты. Атмосфера разреженная, замирание всего.

Далее две самые "ходовые" группы:

Р. - Разгонка. Отличается от [Н] , хотя в чем-то похожи они. Разница в том что это обычно короткие по длинне группы блоков, часто 1-2 блока всего. В них, фактура нарочно делаятся не-насыщенной (чего-то все нехватает). Важно почувствовать/понять тип движения который характеризует разгонку. Это может быть и мелодика, и гармония, и ОСОБЕННО ритм, схематично все должно выглядеть вот так:
[ --> --> ] Чем-то напоминает заклинившую грамофонную пластинку, хотя так откровенно это выказывать не обязательно. Повтор, срыв, повтор, срыв! Не выходит! Не дотягивает! Но постепенно конечно же все изменятся и переходит в следующию неразрывно связанную группу.

Кратко звучит сбивочка, или акцент и....

М. - Мясо, обычно 1-2 блока. Вот здесь должно месить не по детски. Из всех орудий, почти ничего не оставляя на потом. Опять же, это не просто громкость и насыщенность, нужно понять характерный тип движения "энергии" в этой группе. Схематично я бы его так нарисовал: [ --> <-- ]. Уже никаких пластинок! Должно звучать как удаление, движение прочь от чего-то, и сразу же вслед за этим обратный ход, туда-сюда. Удаление, возвращение. Именно это, медленное раскачивание дает главный "засос" в треке. Как именно оно реализуется (мелодично, ритмом, амплитудой звуков...) уже не так важно.

После мяса ставится сброс. Сброс медленно и постепенно (а может и резко) переходит в новую разгонку...

п. - Переход. Группа совсем вспомогательная. Тип движения практически любой, часто очень хаотичный. Длинна всего один блок, а то и меньше того - часто это вообще лишь один такт. Вставляется между другими сегментами, чтобы лучще переход происходил. Иногда они совсем не стыкуются, вот тогда задействую этот вид. Не всегда нужны.

Примеры треков:

[intro] -[Р] - [М] - [С] - [Р] - [п] - [Р] - [М] -[М] - [outro]

[intro] -[Н] - [Н] - [М] - [С] - [Р] - [М] - [С] -[М] - [М]

[Н] - [п] - [Н] -[С] - [С] - [Н] - [М] - [М] - [outro].

Как видно, повторения групп широко используются и рекомбинируются. Но они не в случайном порядке! Важно понимать их содержание. В схеме например стоит [М] - [М], сами звуки при этом в этих двух группах блоков могут быть как абсолютно различными так и тупо повторятся один-в-один. И не факт что первый вариант всегда лучше второго. Длинны групп (измеряемые как всегда в блоках по 8 или 4 такта) могут варьироваться, но чаще всего они кратны 2.

Вот такие незамысловатые электро-теории.

 

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip