Ликбез по компрессии

Думаю, не будет преувеличением сказать, что компрессор – это классика обработки звука. Компрессоры самых различных моделей используются в таких сферах, как звукозапись и концертное звукоусиление. Итак, разберемся с понятиями.

Компрессор относится к динамическим процессорам. Эти процессоры предназначены для изменения динамического диапазона сигнала. Динамическим диапазоном называется разница в децибелах между самым тихим и самым громким звуком, воспроизводимым системой. Чем шире динамический диапазон, тем больше разница между тихими и громкими звуками.

Задача компрессора состоит в сужении динамического диапазона обрабатываемого им звукового сигнала. Компрессор делает более тихими громкие ноты и повышает громкость тихих нот, тем самым уменьшая разницу между их уровнями.

Перед компрессорами стоят следующие задачи:

  • устранение всплесков громкости, которые могут внести существенные искажения в цифровой звук;
  • исправление ошибок певца (перепадов громкости пения), которые возникают из-за неумения некоторых певцов держать микрофон все время на одном расстоянии ото рта;
  • повышение общего уровня записи при сведении;

Рис 1 - Компрессор. компрессия звука
Рис.1. Компрессор

Рассмотрим регулируемые параметры компрессоров

Порог (Threshold). Определяет уровень, при достижении которого компрессор начнет обрабатывать сигнал. Этот параметр задается в децибелах ниже пикового значения. То есть значение порога -4 дБ обозначает, что компрессор будет обрабатывать сигнал, если уровень этого сигнала на 4 дБ меньше откалиброванного значения, составляющего 0 дБ. В цифровых системах 0 дБ – это самый высокий уровень сигнала.
Отношение (Ratio). Этот параметр определяет, как компрессор воздействует на сигнал. Например, отношение 2:1 означает, что если сигнал превысит порог, то уровень этого сигнала должен быть уменьшен вдвое. Если уровень сигнала превосходит заданный на 1 дБ, то после компрессии, он будет превышать порог только на 0,5 дБ.
Атака (Attack). Значение этого параметра определяет, как быстро компрессор начнет обрабатывать сигнал. Значение задается в миллисекундах, и чем резче атака инструмента, тем оно должно быть меньше.
Затухание (Release). Этот параметр задает длительность обработки сигнала после его начала. Как и атака, затухание задается в миллисекундах. При борьбе с всплесками обычно устанавливается малое значение, так как всплески происходят преимущественно в начале ноты.
Усиление (Gain). При помощи этого параметра задают уровень сигнала на выходе компрессора. Значение задается в децибелах. Так как компрессор, как правило, уменьшает общий уровень сигнала, то с помощью этого параметра можно восстановить его до прежнего.
Жесткая или мягкая компрессия (Hard knee, soft knee). Большинство компрессоров позволяет выбирать режим обработки нот, превышающих установленный уровень порога. При жестком режиме превышающая уровень нота сжимается в постоянном отношении, которое задано соответствующим параметром (Ratio). Например, если для параметра Ratio установлено значение 4:1, то интенсивность любой ноты, превысившей порог, будет уменьшена в 4 раза. Жесткий режим применяется при записи таких инструментов, как барабан, когда нужно немедленно обработать любой всплеск. Напротив, мягкий режим подразумевает сжатие с переменным коэффициентом, значение которого зависит от того, насколько нота превысила установленный порог. Компрессор постепенно увеличивает значение коэффициента сжатия по мере того, как громкость ноты возрастает. Такой режим используется при записи инструментов с медленной атакой, особенно при записи вокала.

У некоторых двухканальных компрессоров есть функция Link, которая позволяет "связать" два разных канала и обрабатывать их с одним набором параметров. Это гарантирует то, что если на вход компрессора подавать два сигнала с одинаковыми характеристиками, то и на выходе получатся два идентичных сигнала. Почти всегда при обработке стереосигнала приходится пользоваться этой функцией.

Рис 2 - Компрессор. компрессия звука
Рис.2. Компрессор

Теперь немного о многополосных компрессорах

В этих компрессорах можно задавать полосу частот, в которой нужно выполнить компрессию. Большинство многополосных компрессоров имеет 3 или 4 такие полосы. В некоторых компрессорах можно задавать значение этих частотных полос. Как правило, многополосные компрессоры применяются на этапе сведения, но иногда ими удобно пользоваться и при работе с отдельными дорожками. Главное преимущество таких компрессоров состоит в том, что с их помощью можно выполнять выборочную компрессию, то есть сжимать динамический диапазон на определенной частоте, не меняя при этом остальную запись. Это оказывается особенно полезным, если какой-то инструмент выпадает из общего уровня и портит общую запись. Например, если бас-гитара создает искажения или играет слишком громко, можно отрегулировать ее уровень, не влияя при этом на инструменты высокого диапазона.

Вот, пожалуй, и все. Надеюсь, данный материал принёс вам пользу. Одно лишь замечание: помните, хорошая компрессия – это умеренная компрессия. Удачи вам в творческих экспериментах!

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip