Коммутация в студии. Кабели и распайка

Кроме разъемов вам понадобится кабель (он же шнур, он же провод). Напомню, что нашем случае особый интерес представляет балансный (balanced) кабель. То есть, трехжильный.

Два изолированных проводка разного цвета внутри, это – сигнальные жилы. А металлическая жила, оплетка, это – масса (или земля). Соответственно цветные проводки, это - Tip и Ring. А оплетка, это – Sleeve. Именно с учетом этого мы осуществляем их припаивание к балансным разъемам. Желательно, чтобы вся коммутация студии была собрана из качественных и одинаковых кабелей, и разъемов - производитель и маркировка. Кое кто скажет, что это уже нечто из области религии, но все же… В противном случае, будет весьма вероятен сдвиг по фазе.

Что же такое фаза и сдвиг по фазе?

Фаза. Представим звуковой сигнал в виде волны. Когда пики и спады двух волн совпадают, то говорят, что они “в фазе”. Пример нескольких волн бегущих в одной фазе:

Волны находятся в фазе

Сдвиг по фазе. Когда же пики и спады волн не совпадают, это - сдвиг по фазе:

Сдвиг по фазе

Волны сдвинуты одна относительно другой. То есть, имеют место быть несколько сигналов с одинаковыми колебаниями (частотой), но сдвинутые по времени. Это можно исправить путем смещения одного сигнала к другому так, чтобы фазы совпали. Эта функция называется переворотом фазы (phase flip). Она встречается во многих аудио редакторах. Мы можем представить колебание в виде окружности и поэтому фаза измеряется в градусах или радианах.

Когда проявляет себя сдвиг по фазе? Например, он может возникнуть, если вы записываете певца или гитариста двумя микрофонами, чтобы получилось стерео. Если произошел сдвиг по фазе, то звучание будет с характерными искажениями и перепадами громкости.

Чем же еще грозит неправильная распайка шнуров? Например, что будет, если перепутать местами сигнальные жилы на одном из разъемов? А получится вот что – возникнет эффект противофазы.

Противофаза, это - когда фаза одного сигнала противоположна фазе другого. Там где у одного сигнала на волновом графике виден пик, у другого будет спад. Короче говоря, если представить перед собой два аудио монитора в момент выдачи конкретного стерео сигнала, у которого один канал записан в противофазе, то диффузор (мембрана), например, левого динамика будет работать “наружу”, тогда, как диффузор правого - “во внутрь”.

Рассуждаем дальше. Если мы совместим эти сигналы вместе, превратим их в один источник, в моно сигнал - направим их на один динамик, то эти две противоборствующие волны, две разнонаправленные силы, уравновесят друг друга. Диффузор динамика получит “противоречивый” импульс и громкость звука, в этом случае, будет фактически стремиться к нулю. Далее об этом расскажу по-подробнее.

* Кстати. Именно эффект исчезновения звуковых колебаний при противофазе используют современные активные системы шумоподавления, которые устанавливаются в некоторые весьма недешевые автомобили. Скрытый в облицовке микрофон снимает все звуки, что возникают в салоне, и постоянно направляет их в ресивер, который автоматически переворачивает фазу получаемого сигнала и, в свою очередь, генерирует эти же звуки, но уже в противофазе, обратно в салон автомобиля посредством его акустической системы. Тем самым исправляя ситуацию с досадным шумом, подавляя его им же самим. Глубина данного эффекта регулируется банальной ручкой громкости.

Как проявляет себя противофаза? Например, как я уже сказал, при записи стерео сигнала звука вообще не будет слышно. При воспроизведении звук будет взаимоподавляться – один канал будет “поедать” другой. Именно поэтому в студии все балансные шнуры должны быть правильно сфазированы, т. е., распаяны одинаково, симметрично.

Ушами ошибки фазы проверяются так: выставляете регуляторы панорамы на двух линейках микшерного пульта в противоположные позиции, например, один до упора влево, второй - вправо. Направляете на эти линейки стерео сигнал (левый – одна линейка, правый – вторая), поставив оба фейдера (“ползунковый” регулятор громкости) на одинаковый уровень. Затем сводите регуляторы панорамы навстречу друг к другу , в центральное положение. Если при этом общая громкость сигнала немного понизилась, то сигналы сдвинуты между собой по фазе, а если понизилась значительно, то они находятся в противофазе.

Удалить эффект противофазы без переподключения или перепаивания можно с помощью кнопок “invert” или “phase”, имеющихся на большинстве микшерных пультов. На комплексных стерео-линейках, имеющихся на ряде пультов, наличие подобных ошибок фазы можно проверить с помощью нажатия кнопки “моно”. (В многочисленных программных аудио редакторах так же имеются инструменты анализа для определения сфазированности сигнала).

Как же реализуется принцип балансного подключения? В небалансных (unbalanced) кабелях одна жила несет в себе сигнал в фазе, другая жила - земля, и третья не используется. В таких же трехжильных, но балансных кабелях по третьей жиле идет тот же сигнал, что по первой, однако на 180 градусов вне фазы от сигнала с первой жилы. Когда звук по такому кабелю достигнет балансного гнезда (на микшерном пульте), то фаза третьей жилы снова перевернется и сигналы обеих жил будут в одной фазе. При этом произойдет следующее: сигнал станет в два раза громче, а шум, “собранный” обеими жилами по ходу передачи сигнала, останется вне фазы и просто исчезнет (!).

Можно ли подключать балансные кабели к небалансным разъемам и наоборот? Да. Но функциональная польза от балансного кабеля будет лишь в случае его подключения к балансному гнезду.

Что же касается самих кабелей. Какие лучше? Из многочисленных их производителей лично я предпочитаю Canare или Cordial.

А теперь - весьма важное. Схемы распайки шнуров для студийной коммутации: Балансные (balanced), небалансные (unbalanced), инсертные (insert) и варианты Y-образных.

Ссылки кликабельны для скачивания. (!) Сохраняем на свой компьютер и учим, как “Отче наш”.

Распайка кабелей #1

Распайка кабелей #2

Читаем, готовим, паяем, проверяем, “прозваниваем” тестером. Внимательно и дотошно!

* Совет поста: прежде, чем начать пайку, проверьте, все ли прилагающиеся составные части разъема “нанизаны” на кабель, чтобы не пришлось потом его обратно распаивать и проклиная прежнюю невнимательность, продевать шнур во всевозможные “пружинки, хомутики, гильзы”, и снова, сжав зубы, паять.

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip