FabFilter Volcano 2 - вулкан эффектов

Статья посвящена плагину FabFilter Volcano 2, который предназначен для создания как очень тонких, так и очень мощных эффектов на основе фильтрации, задержки и динамической обработки. Пояснено назначение элементов графического интерфейса плагина, приведен способ устранения досадного "глюка" плагинов FabFilter: недоступности заводских пресетов при использовании русскоязычной версии Windows.

Нидерландская компания FabFilter Software Instruments основана в 2002 году Фредериком Слийкерманом (Frederik Slijkerman, известный программист, музыкант) и Флорисом Клинкертом (Floris Klinkert, программист, музыкант и продюсер).

Фредерик и Флорис являются ценителями звучания старого аналогового музыкального оборудования. Но при этом они всегда следят за новинками в области виртуальных инструментов. Среди существующих плагинов, моделирующих "аналоговый звук", Фредерик и Флорис не нашли ничего такого, что бы удовлетворяло их высоким запросам. Это и подтолкнуло их к разработке собственных плагинов.

Благодаря уникальным методам цифровой обработки сигналов, плагины FabFilter обладают отличным звучанием. Программный код плагинов оптимизирован, он занимает мало оперативной памяти и не сильно загружает процессор. Плагины выпускаются в форматах VST (версий 2 и 3), RTAS и AU для Windows и Mac OS X.

Статья посвящена одному из плагинов FabFilter: Volcano 2 (179 USD или 119 EUR), который предназначен для создания сложных эффектов на основе фильтрации, задержки и динамической обработки. "Народная" версия Volcano 2 доступна на нашем сайте здесь.

Хотя у панели плагина Volcano 2 своеобразный футуристический дизайн (рис. 1), в действительности с ним очень легко работать. Интерфейс является интуитивно понятным. Но об этом чуть позже, а для начала нужно устранить небольшую проблему.


Рис. 1. Панель Volcano 2

Как победить "глюк"

К сожалению, на момент написания статьи у плагинов FabFilter имеется неприятный "глюк". Если версия Windows не является англоязычной (а в России продаются только русскоязычные Windows), то при установке плагинов не распаковываются файлы пресетов. По идее, файлы пресетов Volcano 2 (много очень хороших пресетов!) должны размещаться в папке C:\Documents and Settings\<имя пользователя>\Мои документы\FabFilter\Volcano 2\<названия папок с банками пресетов>. Однако программе-инсталлятору FabFilter не нравится русское название папки "Мои документы" (предпочитает английское "My Documents"). Никаких сообщений об ошибке инсталлятор не выдает, но и файлы пресетов не копирует.

Можно немножко по другому обойти эту проблему..

1. Загружаем плагин. 2. В его меню выбираем Options / Change Preset Folder и создаём любую папку с каким угодно названием по любому адресу на любом жёстком диске - это вообще всё не важно. Только с одним условием - адрес должен состоять из кириллических символов (C:\Program Files\FabFilter к примеру). 3. В меню плагина указываем Options / Restore Factory Presets. Вуаля. Только не стоит указывать для всех плагинов одну папку из серии FabFilter. Для каждого отдельно.

Способы подключения плагина

В ходе установки Volcano 2 вы должны выбрать, какие версии плагина устанавливать. Хочу обратить внимание, что Volcano 2 реализован не только в виде "обычного" плагина VST версии 2, но в виде плагина VST версии 3. На момент написания статьи плагины VST3 поддерживают только Steinberg Cubase 4/5 и Nuendo 4/5. Поэтому пока плагины VST2 пользуются большей популярностью, чем VST3.

При установке Volcano 2 в формате VST2 фактически устанавливается несколько плагинов:

  • Volcano 2 - стереофонический вариант без боковой цепи;
  • Volcano 2 (SC) - стереофонический вариант c боковой цепью;
  • Volcano 2 (Mono) - монофонический вариант без боковой цепи;
  • Volcano 2 (Mono SC) - монофонический вариант cбоковой цепью.

Боковая цепь (Side Chain) - это дополнительный канал управления устройством обработки звука. Устройство без боковой цепи анализирует уровень обрабатываемого сигнала и на основе результатов этого анализа выполняет обработку. Классический пример: компрессор (анализирует уровень обрабатываемого сигнала и при необходимости понижает его). Если у устройства имеется боковая цепь, то можно сделать такой фокус: обрабатывать один сигнал (поданный на основной вход устройства) на основании результатов анализа другого сигнала, поданного через боковую цепь. В случае с компрессором, используя боковую цепь, можно получить эффект накачки (pumping), когда звучание одного или группы треков будет приглушаться в моменты звучания какого-нибудь инструмента или голоса.

Как вы поняли, у Volcano 2 тоже имеется боковая цепь. Сигнал, поданный через боковую цепь Volcano 2, может использоваться анализаторами уровня сигнала (Envelope Followers) и для запуска генераторов огибающих (Envelope Generators). Используя боковую цепь, можно получить эффекты "покруче" накачки, которым еще не придумано названий: например, можно выполнять спектральную обработку одного сигнала, используя амплитуду другого сигнала.

В Cubase 4/5 и Nuendo 4/5 имеется поддержка боковых цепей плагинов VST3. При использовании VST2-версии Volcano 2 придется прибегать к разным хитростям, чтобы задействовать боковую цепь. Плагин Volcano 2 (Mono SC) имеет два монофонических входа и один монофонический выход. Его можно подключить к стереофонической шине, и подать в один стереоканал обрабатываемый сигнал, а в другой стереоканал - сигнал для боковой цепи. Плагин Volcano 2 (SC) имеет две пары стереофонических входов (четыре входных канала) и один стереофонический выход (два выходных канала). Его можно подключить к многоканальной шине, и подать в одну стереопару обрабатываемый сигнал, а в другую стереопару - сигнал для боковой цепи.

При использовании Volcano 2 удобно пользоваться функцией мониторинга: в нижней части панели плагина имеется кнопка Output. Эта кнопка открывает меню выбора сигнала, подаваемого на выход плагина: Output - обработанный плагином сигнал, Input - сигнал с основного входа плагина, Side Chain - сигнал боковой цепи. Вы можете слушать, какие сигналы реально поступают на входы плагина.

У Volcano 2 есть еще одна особенность - им можно управлять по MIDI. При подключении Volcano 2 к проекту из приложения-хоста становится доступен виртуальный MIDI-порт под названием FabFilter Volcano 2 и его можно использовать в качестве выходного MIDI-порта управляющего MIDI-трека.

Интерфейс

Будем считать, что Volcano 2 подключен к вашему проекту. В верхней части панели плагина расположено меню, содержащее ряд кнопок : отмена последнего действия; повтор отмененного действия (например, изменения какого-либо параметра); переключение двух вариантов настроек, которые хранятся в ячейках A и B; копирование настроек из текущей ячейки в другую ячейку (например, если текущей является ячейка B, то ее настройки будут скопированы в ячейку A); выбор предыдущего пресета, название текущего пресета, выбор следующего пресета, вызов справочной системы. Щелчком на названии текущего пресета открывается меню следующего содержания:

  • названия банков пресетов, совпадающие с названиями папок, в которых эти пресеты хранятся;
  • Clean - такой пресет, при котором плагин не вносит изменений в сигнал;
  • Default settings - пресет, загружаемый по умолчанию;
  • Save As - сохранить текущие настройки в файл пресета с заданным именем (можно перезаписать файл пресета, используемого по умолчанию);
  • View Bank/Program Numbers - отображать перед названиями пресетов номера MIDI-банков и MIDI-инструментов (пресеты можно переключать MIDI-сообщениями типа Bank Change и Program Change);
  • Change Preset Folder - изменить путь к папке с пресетами.

Панель Volcano 2 состоит из трех секций:

  • верхняя - секция фильтров - содержит параметры фильтров (максимально может быть задействовано четыре фильтра);
  • средняя - секция модуляции - здесь задается источник управляющего сигнала, которым будет модулироваться тот или иной параметр плагина;
  • нижняя - секция источников управляющих сигналов (генераторы огибающих, LFO и др.).

При выборе пресета Clean задействован один фильтр. В секции фильтров (рис. 2) доступны его параметры: FREQ - частота среза; PAN - панорама (параметр доступен только в стереофоническом режиме); PEAK - добротность; STYLE - алгоритм фильтрации (всего 11 алгоритмов с разными звучаниями), тип фильтра (LP - ФНЧ, HP - ФВЧ, BP - ПФ), наклон характеристики фильтра в дБ на октаву (12, 24, 48), DELAY - задержка. В секции фильтров отображаются также графики АЧХ фильтров. У каждого графика имеется узел, номер которого соответствует номеру фильтра. Ухватившись за этот узел так, как показано на рис. 2, а, его можно перемещать. При этом будет изменяться частота среза, добротность и, соответственно, график АЧХ фильтра.

Чтобы задействовать второй фильтр, нужно нажать на кнопку +, которая расположена правее кнопки 1 (на рис. 2, б на кнопку + наведен указатель мыши). Тогда рядом с кнопкой 1, на месте кнопки + появится кнопка 2. С помощью кнопок 1 и 2 выбирается текущий фильтр, параметры которого доступны для редактирования. Справа от кнопки 2 также появится кнопка +. Аналогичным образом можно задействовать фильтры 3 и 4. На рис. 2, в задействованы все четыре фильтра. Если щелкнуть на кнопке, соответствующей текущему фильтру, он будет временно отключен (до следующего нажатия кнопки).

Чтобы отключить текущий фильтр, следует нажать кнопку (на рис. 2, в на нее наведен указатель мыши). Под кнопкой расположена кнопка , с помощью которой настройки текущего фильтра можно сохранить в файле.

а
б
в
г
Рис. 2. Работа в секции фильтров

Имеется возможность связать между собой параметры FREQ и PEAK разных фильтров. Допустим, нужно связать параметры первого и второго фильтров. Тогда нужно выбрать один из этих фильтров в качестве текущего: например, 1 (рис. 3, а). Затем следует подвести указатель мыши к тому месту, на котором он находится на рис. 3, б. На этом месте должна появиться пиктограмма (такая же, как и над кнопкой 1). В результате параметры фильтров окажутся связаны. Можно изменять АЧХ связанных фильтров, если ухватиться за узел с пиктограммой (рис. 3, в). Аналогичным образом можно связывать любые фильтры. Чтобы исключить фильтр из связанной группы, нужно щелкнуть на пиктограмме , которая расположена над соответствующей данному фильтру кнопкой.

а б в
Рис. 3. Связывание параметров фильтров

В левой части секции фильтров имеется схема их коммутации. Она отображает порядок и способ подключения фильтров (последовательный или параллельный). Щелчком на этой схеме открывается меню выбора способа подключения (рис. 2, г). В этом меню отображаются все возможные схемы подключения задействованных фильтров в соответствии с режимом их работы. При использовании стереофонических вариантов плагина будут доступны следующие переключатели: - стереофонический режим работы фильтров (сигналы левого и правого канала будут обрабатываться каждым фильтром одинаково, но раздельно); - обработка сигналов стереоканалов разными фильтрами (фильтр 1 - левый канал, фильтр 2 - правый или фильтры 1 и 2 - левый, фильтры 3 и 4 - правый); - обработка сигналов M (монофоническая составляющая) и S (стереофоническая составляющая) разными фильтрами (фильтр 1 - канал M, фильтр 2 - канал S или фильтры 1 и 2 - M, фильтры 3 и 4 - S).

На рис. 4 показана секция источников управляющих сигналов (их может быть задействовано великое множество). В верхней части секции имеется навигатор, охватывающий все источники, которые представлены в виде прямоугольников. Светлая рамка в этом навигаторе (на рис. 4 на нее наведен указатель мыши) соответствует отображаемой области параметров источников. Рамку можно перемещать. В правой части навигатора имеется кнопка +, с помощью которой можно добавлять новые источники. Доступны источники следующих типов:

  • XLFO - генератор сигналов низкой частоты, совмещенный с 16-шаговым секвенсором (можно запрограммировать сложную форму волны);
  • Envelope Generator - генератор огибающей;
  • Envelope Follower - детектор уровня сигнала (управляющий сигнал следует за амплитудной огибающей входного сигнала);
  • MIDI Source - MIDI-сообщения заданного типа.

Для генератора огибающей доступны следующие типы запуска: Normal Input - от входного аудиосигнала, Side Chain - от сигнала боковой цепи, MIDI - запуск по MIDI-команде. Детектор уровня сигнала может запускаться только от Normal Input и Side Chain.

С помощью кнопок можно сохранять настройки источников управляющих сигналов в файлах. Кнопками источники удаляются.


Рис. 4. Секция источников управляющих сигналов

Взаимосвязь между источниками управляющей информации и параметрами плагина задается в секции модуляции (рис. 5). Каждой связи "источник-параметр" соответствует свой прямоугольник, содержащий следующие элементы: кнопки + и - - полярность модуляции параметра, вращающийся регулятор - глубина модуляции, кнопка - временное отключение связи, кнопка - устранение связи. В нижней части прямоугольника выбирается источник управляющей информации (из тех, что реально задействованы в текущей конфигурации плагина), а в верхней части - модулируемый параметр плагина. Связей может быть так много, что они не будут умещаться на панели Volcano 2. В правой и левой частях секции модуляции имеются треугольные кнопки для скроллинга. В правой части секции расположены кнопки + - добавление новой связи и A..Z - сортировка связей по алфавиту.


Рис. 5. Секция модуляции

Перечислю элементы, расположенные в нижней части плагина:

  • MIDI Learn - назначение MIDI-контроллеров регуляторам плагина (аналогичная функция есть в большинстве современных плагинов);
  • Auto Mute Self-Osc - опция подавления самопроизвольного возбуждения фильтров;
  • Output - выбор сигнала, подаваемого на выход плагина;
  • In - усиление/подавление входного сигнала;
  • Out - усиление/подавление выходного сигнала;
  • Mix - регулятор отношения уровней исходного и обработанного сигналов в общем миксе на выходе плагина.

Для чего нужны все эти сложности с коммутацией источников управляющей информации и различных параметров плагина? Да все дело в том, что за счет этого плагин превращен в универсальный и гибкий инструмент, позволяющий получить бесчисленное количество алгоритмов обработки аудиосигнала. Например, можно добавить источник типа XLFO с простейшей синусоидальной формой волны и заставить его модулировать частоту среза одного или нескольких фильтров. В результате получится эффект "вау-вау". А можно задействовать источник Envelope Follower для управления уровнем сигнала на выходе плагина. В результате плагин будет работать как компрессор, или, наоборот, как экспандер. Обратите внимание на пресеты из банка Enhancer. При использовании этих пресетов в Volcano 2 будут реализованы различные варианты энхансера - психоактустического устройства для улучшения субъективного качества звучания. При использовании пресетов банка Compressor Volcano 2 работает в качестве компрессора (несколько вариантов). При использовании банка Distortion - в качестве эффектов дистошн. Банк Phaser Flanger соответствует эффектам фейзер и флэнжер. Короче говоря, архитектура Volcano 2 такова, что с его помощью можно сконструировать практически любое известное устройство (конечно, виртуальное) для обработки звука.

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip