Техника игры по тональностям

Попытаюсь ответить максимально доступно, но всё же советую взять учебник по сольфеджио или, что гораздо полезнее, по гармонии. И сразу же хочу сказать, что для того чтобы полноценно играть по тональностям вам нужно будет предварительно самим определить тональности треков вашего сета (как это сделать может быть расскажу в следующий раз).

Итак, как вы должно быть знаете нот 12 - если посмотреть на клавиатуру фортепиано, это видно наглядно: 7 белых клавиш и 5 чёрных. Названия белых клавиш вы должны были где-то когда-то слышать, но я на всякий случай их повторю: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Однако в музыкальной практике привычным считается латинское наименование: до-с, ре-d, ми-e, фа-f, соль-g, ля-а. С нотой си есть небольшая заморочка, так как b - это си-бемоль, а чистое си - h. С названиями звуков располагающихся на чёрных клавишах всё гораздо сложнее, так как один и тот же звук в разных ситуациях может называться по разному, но чаще всего они образуются путём понижения (добавляем суфикс -es) или повышения (добавляем суфикс -is) основных тонов (исключение только си - об этом уже написал выше). Например: чёрная клавиша между белыми фа и соль будет называться fis, если мы повышаем звук f, или ges, если мы понижаем g. Знать всё это вам не обязательно, однако данная информация поможет вам разобраться в том, что я напишу далее.

Тональность – устойчивая и логически-дифференцированная система отношений звуков или созвучий, подчинённых главенству одного звука или созвучия. Это значит, что задаётся один основной тон и все остальные звуки каким-то неведомым образом зависят от него. Каким именно образом – вам знать не нужно, а нужно знать другое – название тональности происходит именно от этого самого основного тона на котором она строится, т.е. основной тон тональности фа-мажор будет фа. Вроде всё просто. На каждом из звуков может быть построена тональность. Логично предположить, что раз звуков 12, то и тональностей тоже будет 12. Как бы не так! На каждом звуке может быть построено по 2 тональности, мажор и минор, соответственно общее количество тональностей равно 24. Хорошо ещё, что не 256 или 1024. Латинский эквивалент мажору – dur, минору – mol. На практике же очень редко пишут dur или mol, чаще пишут заглавную букву тональности если подразумевается мажор и прописную если подразумевается минор (D – ре-мажор, d – ре-минор).

Также для успешного использования знаний о тональностях в ди-джеинге, очень важно знать на каких расстояниях между друг другом могут располагаться тональности. Я объясню это на звуках белых клавиш, чтобы вам было понятнее. Если 2 тональности базируются на соседних звуках (например до и ре), то такое расстояние между ними называется «секундой». Если через один звук (до и ми) – это «терция». Через два звука (до и фа) – «кварта», через три (до и соль) – «квинта», через четыре (до и ля) – «секста», через пять (до и си) – «септима». Эти странные названия, характеризующие расстояния основных звуков тональностей, называют «интервалами». Кстати, интервалы можно отсчитывать не только вверх, как я это сделал в моём примере, но и точно также вниз (расстояние между до и ля вниз будет терция, несмотря на то, что вверх получается секста). Это была вводная часть, а дальше я расскажу то, что действительно поможет вам играть по тональностям.

Наверное около 80% современной танцевальной музыки (в основном с прямым ритмом) имеют минорные тональности. Минор лучше сводить с минором, мажор соответственно с мажором. Это вовсе не значит, что нельзя вперемешку, очень даже можно, но сводить именно минор с минором гораздо легче и зачастую гораздо красивее. Для начала попробуйте взять несколько треков одной тональности и свести их между собой. И не нужно говорить, что получится скучно и неинтересно – тот, кто говорит подобное, прилюдно признаётся, что не умеет этого делать. Я иногда выдерживаю до получаса в одной тональности и народ на танцполе просто в ах..е, хотя признаюсь, что не очень люблю задерживаться на одной тональности более 3-4 треков. Если, когда вы играете в одной, как вы считаете, тональности, и у вас получается скорее лажа, чем что-то дельное, то, скорее всего, вы просто неправильно определили тональность, попробуйте с другим треком. Я ко всем своим дискам заранее делаю бумажки, где кроме собственных названий треков пишу также их тональность, помогает и облегчает жизнь просто офигенно.

Далее, у каждой мажорной тональности есть родственная ей минорная, она находится на терцию ниже от мажорной (например F–d, что по-русски значит фа-мажор и ре-минор). Сводить родственные тональности довольно несложно, вместе они звучат гармонично, научиться можно достаточно быстро. Лично я редко пользуюсь этим приёмом, так как мало играю музыки в мажоре, но в качестве одного из приёмов советую вам попробовать. Но тут есть возможность нарваться на офигенную лажу: терции бывают большие и малые (может как-нибудь расскажу, что это такое), так вот вам необходимо использовать только мажорные и минорные тональности, которые находятся на расстоянии МАЛОЙ терции; с большими терциями игра по тональностям скорее всего не получится. Пример: если вы сыграли трек в ми-мажоре (E), то парой к нему будет тема не в до-миноре (с), а в до-диез-миноре (dis).

А вот теперь самое вкусное: наиболее приятными для слуха являются тональности кварто-квинтового соотношения!!!, т.е. находящиеся друг и с другом либо на расстоянии кварты, либо на расстоянии квинты (с+f или c+g, что по-русски означает до-минор + фа-минор или до-минор + соль-минор). Объяснять, почему именно такое соотношение тональностей не вызывает рвотного рефлекса, можно очень долго и я этого делать не буду; вам же нужно знать только то, что игра по тональностям кварто-квинтового соотношения работает и работает офигенно. Если вы освоите эту технику, то ваши сеты станут гораздо более цельными и гармонически приятными. Я предпочитаю использовать тональности находящиеся на расстоянии кварты, что и вам советую: в этом случае трек №1 (который вы уводите) становится доминантой треку №2 (тот что выводится) и трек №2 звучит более колбасно относительно трека №1. Такой приём хорошо использовать, когда вы заводите танцпол. Используя же квинтовое соотношение можно очень легко увести сет с пика жестокой колбасы на что-то более спокойное и нейтральное.

Есть ещё один маленький совет: старайтесь всё время повышать тональность, так как это благоприятно сказывается на танцполе. Переход от g (соль-минор) к a (ля-минор) с гораздо большей вероятностью выйдет вам на плюс, в то время как переход от g (соль-минор) к f (фа-минор) вероятнее всего будет минусом вашего сета.

Играть по тональностям стоит только с включённым key adj./key lock. Без этой волшебной кнопки тональности плавают и часто получается ещё хуже, чем без этих долбанных тональностей.

Техник игры по тональностям очень много, это то, что в классической гармонии называется «модуляцией», вы можете бесконечно модулировать тональности из одной в другую, бросая людей на танцполе то в жар, то в холод. Я всё это говорю потому, что сам этим пользуюсь и знаю, что это работает. В качестве примера могу привести образец цепочки тональностей для сета, чьим ядром является именно игра по тональностям:
e – e – e – a – a – d – d – d – F – B – g – g – c – c….
что-то подобное может сыграть практически любой, стоит лишь потратить немного времени на то, чтобы разобраться, что же такое на самом деле тональность.

Вот вроде и всё, что хотел сегодня рассказать. Сам я далеко не всегда играю соблюдая соотношение тональностей, часто просто за..бывает следить за ними, но обычно около получаса моего сета бывает выстроено согласно правилам классической гармонии. А откуда я знаю всю эту чушь, что написал выше? Просто когда-то закончил Консерваторию, а сейчас занимаюсь ди-джеингом.

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip