Как не сжечь колонки

Как не сжечь колонки

Среди звукорежиссеров и звукотехников нередко можно услышать выражения вроде: «Убей DJ – спаси колонку», «DJ – это не профессия, это диагноз», и другие, куда более грубые выражения. Неприятно, но это правда. «Чем же это вызвано?» - спросите вы. А тем, что именно диджеи становятся причиной выхода из строя звукоусилительного и звуковоспроизводящего оборудования в подавляющем большинстве случаев, оставив далеко позади все остальные факторы...

А происходит это потому, что многие не знают, или даже не хотят знать простейших правил корректного обращения с оборудованием. Плюс отрицательный пример «старших товарищей» и именитых коллег: нередко на различных мероприятиях или видеозаписях выступлений можно увидеть, что индикаторы на пультах горят в красной зоне. И многие диджеи, не задумываясь, повторяют это, будучи уверенными, что так и должно быть. Плюс незнание некоторых технических моментов.

Нередко начинающие, да и не только, диджеи хвастаются друг перед другом тем, что порвали колонку, загнали пульт в красную зону так, что индикаторы даже не шевелились, или тем, что вырвали фейдер. Это все глупости. УБИВАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ НЕ КРУТО! Это говорит о низком уровне профессионализма, и нередко о невысоком уровне интеллекта.

Ниже я приведу несколько простых правил, которые позволят избежать многих проблем и сэкономить деньги.

1. Всегда используйте качественный музыкальный материал.

Никаких мр3 с битрейтом 128/256 кбит, или с плавающим битрейтом. По возможности старайтесь использовать .wav, хотя я прекрасно понимаю, что это не всегда возможно. Кстати, не все знают, но от конвертирования из мр3 в wav качество звука не улучшается. Сам по себе трек с низким битрейтом никоим образом не способен сжечь колонку, но совместно с другими факторами может вызвать желание «накрутить» регуляторы на микшере, что, в свою очередь, приводит к повреждению оборудования.

2. Не накручивайте регулятор уровня входного сигнала микшера (Gain или Trim).

При завышенном уровне входного сигнала происходит перегрузка, возникают сильные искажения, начинают подгорать входы микшера, сигнал принимает форму меандра, а это самое страшное для колонок. При этом совсем необязательно, чтобы канальный фейдер и мастер-фейдер были открыты полностью, и усилитель работал на максимум. Достаточно небольшой мощности и порой даже 10 секунд работы в таком режиме, чтобы уничтожить динамик.

Не накручивайте регулятор уровня входного сигнала микшера (Gain или Trim)

Для отслеживания уровня входного сигнала некоторые микшеры оснащены кнопкой PFL (Pre Fader Level – уровень сигнала до фейдера). В тех же случаях, если этой кнопки нет, проверить уровень входного сигнала можно следующим образом: откройте фейдер канала до уровня 0 дБ, если индикаторы уровня канала и мастера не находятся в красной зоне, значит уровень входного сигнала находится в допустимых пределах.

3. Не накручивайте регуляторы частот. Они должны оставаться в районе 0 дБ.

Регуляторы частот без каких-либо проблем и последствий работают в сторону уменьшения сигнала. А вот в сторону усиления дело обстоит иначе. Во-первых, такое влияние более заметно на слух, чем вычитание. Во-вторых, не стоит увеличивать сигнал более чем на 3 дБ, дальше пойдут искажения сигнала. Чем дальше, тем больше. К тому же, это увеличивает уровень сигнала.
Особенно часто диджеи любят накручивать до упора регулятор низких частот (Low). Это легко может привести к тому, что динамик порвется. Даже если вы абсолютно искренне считаете, что «низа» мало, не стоит этого делать.  Существует только один способ безопасно усилить низкие частоты -  это поставить дополнительные сабвуферы. А это уже проблема хозяев клуба или организаторов мероприятия.
Накручивание всех регуляторов до упора вправо – прямой путь к физическому возгоранию колонки, т.е. к пожару.

4. Не открывайте мастер-фейдер на максимум.

Не стоит открывать фейдер больше чем на 0 дБ, не забывайте при этом следить, чтобы индикаторы уровня сигнала не уходили в красную зону. Кратковременное мигание одного красного индикатора безвредно.

При длительной работе, в какой-то момент уши устают, и начинает не хватать громкости. Возникает желание открыть фейдер на максимум. В реальности громче от этого вряд ли станет, в сигнал только добавятся искажения, и увеличится нагрузка на усилитель и колонки. Этот фактор сам по себе очень опасен. А в совокупности с нарушением правил 1-3 может дать катастрофические результаты. Если вы считаете, что в заведении в принципе «мало звука», то, как и в случае с сабвуферами, безопасно решить это можно только  установив дополнительные акустические системы, а это, как я говорил, уже забота хозяев.

5. Не лезьте в настройки звуковых процессоров, кроссоверов, эквалайзеров и усилителей.

Настройка данного оборудования требует специальных знаний и высокой компетенции, которой подавляющее большинство диджеев не обладает, т.к. выполняют совершенно другие задачи. Поверьте, это очень распространенная причина выхода из строя оборудования. Если вас что-то не устраивает, сообщите об этом хозяину, или управляющему заведения, пусть вызывают специалистов. Ответственность в этом случае лежит на них.

И уже не правило, но рекомендация. Во время работы не употребляйте спиртное. Даже небольшое количество алкоголя притупляет слух, и снимает «тормоза». И в какой-то момент даже знающие и опытные люди могут поддаться мимолетному импульсу и накрутить все на максимум.  Если без «стимуляторов» вы не можете – будьте готовы платить за ремонт.

Хорошие акустические системы, хорошие усилители, хорошо настроенные звуковые процессоры позволяют существенно снизить риск повреждения колонок и усилителей. НО  100% ЗАЩИТЫ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ НИ ОДНО УСТРОЙСТВО. Поэтому не стоит полагаться на «умные» устройства, лучше полагайтесь на то, что расположено между вашими наушниками.

Как видите, все правила предельно просты, но, как показывает практика, не все их знают, и не все соблюдают. Нарушение этих правил, одного или нескольких одновременно приводит к повреждению оборудования. При этом СОВСЕМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, ЧТОБЫ БЫЛО ГРОМКО, т.е. даже на небольших уровнях мощности колонка и усилитель могут сгореть.

Соблюдение же этих правил защитит вас от ненужной нервотрепки, денежных затрат и повысит уровень вашего профессионализма.

по материалам: zvukopedia.ru

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip