MIDI-контроллеры в Ableton Live

MIDI-контроллеры в Ableton Live

В этой статье поговорим о настройке и конфигурации MIDI-контроллеров  для работы с Live.

Вам наверняка приходилось видеть на выступлениях, как музыканты или DJ стояли, склонившись к своим ноутбукам, нажимая что-то одним пальцем на клавиатуре. Не самая зрелищная картинка. На многих из этих ноутбуков стоит Ableton Live, а Live поддерживает большое количество различных MIDI-контроллеров, многие из которых вполне доступны по деньгам и, что важно, очень мобильны. Мы рассмотрим управление Live по MIDI, в том числе вещи, о которых нет детальной информации в инструкции пользователя.

Поддерживаемые контроллеры

MIDI-контроллеры можно разделить на два типа: те, которые Live «понимает», благодаря встроенной программной поддержке, и те, которые не поддерживаются. Поддерживаемые контроллеры конфигурируются в настройках, в верхней части страницы MIDISync, остальные в нижней половине этой страницы, как показано на изображении. Наиболее известные модели поддерживаемых контроллеров созданы для запуска клипов с помощью, своего рода, кнопочной матрицы с подсветкой. Это AkaiAPC20, AkaiAPC40, и Novation Launchpad, но Live также поддерживает множество более традиционных контроллеров.

Поддерживаемые модели требуют минимальной настройки. Просто укажите свою модель в левом столбце (Control Surface), а также  порты входа/выхода (Input/Output). Возможности персональной настройки у таких контроллеров обычно небольшие, так что «неподдерживаемые» модели можно использовать более разносторонне.

Ручная настройка

Чтобы использовать обычный MIDI-контроллер для работы с Live, в настройках, на вкладке MIDI/Sync активируйте его MIDI-вход в колонке Remote (удаленное управление). Если контроллер принимает MIDI-сигналы (например, для отображения статуса с помощью светодиодов, или движения моторизированных фейдеров), активируйте также и MIDI-выход.
Контроллер можно активировать нажатием кнопок в двух колонках: в колонке Track (что означает, что вы хотите использовать его для игры на инструментах и/или записи MIDI), и в колонке Remote (что значит, что вы хотите использовать его для управления). Например, можно использовать MIDI-клавиатуру для игры, а ее фейдеры для управления - это распространенный случай.Но любой контроллер, который вы активируете как Remote, не может использоваться для игры.Для отображения MIDI-активности в Live имеется несколько индикаторов. Индикаторы, расположенные между кнопками KEY и MIDI, загораются, когда поступают сообщения с контроллера, а самый правый индикатор (справа от кнопки D) показывает MIDI-сообщения поступающие в/из дорожек Live. Если MIDI-контроллер не зажигает ни один из индикаторов, то, скорее всего, контроллер активирован как Remote, но его управляющие элементы не были назначены на управляющие элементы Live.

Назначение ручек и фейдеров

Нажмите кнопку MIDI, расположенную в верхнем правом углу, и вы попадете в режим MIDIMAP (MIDI-карта). Все, или почти все, станет пурпурным. Подсвеченные участки указывают на то, что они могут управляться с помощью контроллера. В левой части экрана открылся браузер MIDIMapping (условно можно перевести как «Составление MIDI-карты»), в котором показано на какие элементы интерфейса назначены управляющие элементы контроллера для текущего сэта. Выберите нужный параметр интерфейса, подвигайте ручку на контроллере. Все, эта ручка только что была назначена на этот параметр. Дополнительные колонки в браузере MIDI-карты позволяют установить минимальное (Min) и максимальное (Max) значение данного параметра.

Live имеет четыре типа параметров. Непрерывные параметры (слайдер (slider) и круговая шкала (dial)) соответствуют физическим фейдерам и ручкам. Фейдеры или ручки также могут быть назначены на выключатели (вкл/выкл), но это не самое разумное использование физического оборудования. Верхняя половина пути фейдера/ручки означает состояние «вкл», а нижняя – «выкл». Если на фейдер или ручку назначен селектор (кнопка с возможностью выбора нескольких значений), то с их помощью можно пролистывать все возможные варианты данного параметра. Чем больше значений, тем менее точным будет регулятор. И наконец, на фейдер и ручку можно назначить разовые функции, такие как запуск клипа. Но это тоже не самое удачное решение,  любое движение в верхней половине пути фейдера или ручки будет запускать назначенную функцию. Это не очень удобно, рекомендую этого не делать.
Существует несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание. Во-первых, если на ячейку клипа был назначен какой-либо регулятор, то если переместить, удалить, или записать новый клип в эту ячейку, назначение данного регулятора на эту ячейку сохраниться. Назначение регулятора не перемещается в другую ячейку при переносе клипа. Во-вторых, если на регулятор назначен параметр клипа, такой как transpose, то при выборе нескольких клипов одновременно, вы будете изменять их все. Скорее всего, это не то, что вам нужно. С другой стороны, это может быть полезно при осознанном использовании.
При работе с фейдерами и ручками существует проблема. Можно изменить настройки параметра (например мышкой), оставив при этом фейдеры и ручки в неправильном положении. Live имеет два режима (Takeover Mode), которые определяют то, как программа себя ведет если фейдер или ручка находятся в неправильном положении относительного того параметра, которым управляют. В режиме Pickup (захват), Live ожидает пока положение физического регулятора совпадет со значением  параметра (на старых моделях MIDI-контролеров, которые использовались для управления оборудованием, этот процесс назывался «обнулением фейдера»). В режиме Value Scaling (шкалирование) параметр градуируется относительно текущего положения регулятора, до тех пока оба не будут синхронизированы.

Назначение выключателей и нот

Назначение MIDI-выключателя на один из параметров делает именно то, что от него ожидается: off – выключает, а on–включает. Если переключатель назначен на непрерывный параметр, off – означает минимальное значение, а on–максимальное. Если назначить выключатель на ячейку клипа, то при его нажатии будет запускаться клип (или, в случае, если выключатель назначен на пустую ячейку, все клипы данной дорожки будут остановлены).
В качестве выключателя Live также принимает MIDI-ноты, так что для управления можно использовать часть вашей клавиатуры, или, возможно, купить маленькую USB-клавиатуру (такую как Akai LPK25 или Korg NanoKey) чтобы использовать в качестве блока переключателей. Работа с нотами незначительно отличается от работы с выключателями. Нота будет переключать выключатель Live между положениями On и Off. В случае же с дискретными параметрами, переключение будет осуществляться между дискретными значениями, а не между максимальным и минимальным.

Управление сессией

При входе в режим MIDIMap, появляется новый ряд управляющих элементов.

Они используются для навигации и работы со сценами в сессии. Самый правый управляющий элемент используется для пролистывания по сценам сэта вверх/вниз, а кнопка воспроизведения запускает отдельные клипы сцены, или всю сцену целиком. Ноты хорошо подходят для пошагового увеличения/уменьшения параметра, а вращающийся регулятор идеально подходит  для выбора сцены.

Небольшие хитрости

С помощью нот можно проделать некоторые трюки. Можно назначит разные ноты на непрерывный параметр. Чтобы обозначить рабочий диапазон выберите и нажмите клавиши, для нижнего и верхнего значения. Диапазон нот между выбранными двумя будет равномерно распределен по всему диапазону значений параметра. Диапазон из двух нот, работает как вкл/выкл.
Диапазон нот может быть назначен на ячейку клипа. Нажатие клавиш будет транспонировать данный клип. Это применимо как для аудио, так и для MIDI клипов. Если вы зажмете три ноты, то та, которая находится между двумя другими – будет воспроизводить клип с основным тоном, т.е. с нормальной скоростью. На рисунке показана клавиатура с диапазоном значений от C2 до G2, где E2– это воспроизведение исходного, нетранспонированного клипа.

Активируйте режим легато для данного клипа, и вы сможете транспонировать его на ходу без разрыва MIDI-секвенции или барабанного лупа.

В данном материале было кратко рассказано о контроллерах с физическими фейдерами, ручками и выключателями. Сейчас активно развивается направление программных MIDI-контроллеров для различных устройств с тач-скрином (IPad, IPhone/IPodTouch, устройства на базе Google Android). На западе уже есть целая «армия» пользователей подобных устройств. Их настройка и конфигурация ничем принципиально не отличается. Посмотрим, видимо, будущее именно за подобными устройствами.

По материалам: zvukopedia.ru

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip