Эра мобильного продакшна. Часть 1: Аудио-эволюция

Эра мобильного продакшна

Друзья, коллеги и те, кто желает связать свою жизнь с электронной музыкой! Давайте честно посмотрим на реальность современного пространства, в котором мы имеем радость взаимодействовать. Что мы видим? Всё меняется и меняется быстро. Я сейчас говорю именно об электронной музыке, о том, ради чего мы здесь находимся, ради чего вы читаете эти строки, мы пишем, вы комментируйте, мы читаем :-)

Предлагаю обсудить в этой статье тему домашнего и мобильного музыкального продакшна (music production — создание музыки). Несколько слов предыстории для тех, кто совсем не в теме. Дело в том, что до недавнего времени для создания электронной музыки нужны были нехилые средства: как минимум несколько железных синтезаторов, пульт (микшер), отдельная железная обработка, акустика. Немаловажно то, что для использования всего этого еще нужно помещение. Так что этот процесс требовал приличных материальных затрат.

Сейчас же для вполне профессиональной работы с цифровым аудио-материалом достаточно мощного ноутбука. Плюс устройство воспроизведения звука: акустика, наушники. Существуют дополнительные примочки к этому процессу по типу внешних аудио-интерфейсов, внешних DSP-обработок, контроллеров. Но по большому счету ноутбука с хорошим установленным софтом уже достаточно.

Переворот

Не трудно понять, что при такой глобальной смене средств к их тотальной доступности и мобильности, должно измениться и само понимание процесса создания музыки. За последние несколько лет произошел переход на качественно другой технический уровень. Этот процесс идет и сейчас. Я попытался проиллюстрировать процесс:

Эра студийного продакшна

Иллюстрация ясно отражает изменения, о которых идет речь. Эра студийного продакшна диктовала: для профессиональной работы с аудио были необходимы специфические условия и массивные специальные приборы, что являлось определенными рамками для создателей музыки. Если ты хотел создавать музыку — ты должен был обладать частью этого оборудования, либо иметь к доступ к такому оборудованию. Так как люди пытаются всегда создать что-то новое, то в студийную эру техническое развитие шло: появлялись более удобные устройства, изобретались новые средства обработки, модели оборудования... Но все это укладывалась в старую модель мышления. Переход в эру домашнего продакшна произошел достаточно быстро: появились мощные ноутбуки, производители софта наделали навороченных виртуальных синтов и эфектов, производители железа сделали кучу мобильных аудио-интерфейсов и контроллеров. И необходимость студии отошла назад.

Безусловно студийные условия предоставляют серьезные возможности работы со звуком, например, профессиональная прослушка и помещение, поэтому студии существуют до сих пор. К тому же работа в студии — это определенный подход и атмосфера. Но факт — большинство современной электронной музыки создается вне студии. Она создается где угодно, но не в профессиональных студиях. Там музыку создают единицы людей: те, что хочет и может себе это позволить, кому это комфортно.

Реакции

Сосредоточить внимание на самом факте смены технических средств для работы с аудио — не было целью статьи. Я пишу эти строки для того, чтобы обратить ваше внимание на другую строну этого явления. А именно — изменение самого мышления.

Хорошим примеров будет сайтостроение. Когда пошла популяризация Интернета как средства массовой информации (СМИ), создатели сайтов обладали старой моделью мышления: за годы они привыкли к формату газет, книг и телепередач. Когда же появилось качественно новое средство подачи информации, большинство создателей сайтов по инерции создавали сайты по принципу тех же газет и журналов. То есть новое средство имитировало старый процесс. Средство обновилось, а мышление — нет. То же самое есть сейчас в Интернете: большинство создателей веб-страниц боятся освободить свой ум и разум от старых представлений, они все еще живут понятиями сайтостроения времен медленных модемов и старых компьютеров. А вот те, кто «секут тему», делают передовые сайты, используя имеющийся арсенал средств — такие люди идут впереди всего направления. То есть всегда есть большая группа людей — которые не готовы меняться, находятся в зоне своего комфорта и основываются на старых представлениях, пользуясь уже новыми средствами, а есть те, кто ловно осваивает новые средства и видит перспективы. Безусловно, профессионалы есть и там и там. Но все же разделение очевидное.

Вернемся к нашим баранам. В музыке то же самое. Многим старый образ мышления не позволяет вырваться за рамки и просто по полной пользоваться доступными средствами. Ведь в конечном счете слушателю не важно, с помощью каких средств была создана музыка. Слушатель просто слушает музыку. И проблема «потери интереса к музыке» у людей немного мнимая. То, что звучит и выглядит свежо всегда интересно. Поэтому тут проблема не во вкусах людей, а в мышлении создателей. Создайте что-то действительно свежее, создайте это от души и качественно — вот увидите, ваши способности оценят по достоинству.

Что делать?

Я, будучи воспитанным на старых технологиях, порой ощущаю на себе гнет рамок, которые мы сами выдумали. Но в то же время я полностью понимаю и осознаю данную ситуацию. Поэтому и ищу интересных решений. Некоторыми наработками могу поделиться.

Итак, для того, чтобы как-то вписаться в современную действительность, можно предпринимать такие шаги:

  • Техническое совершенство. Проблема людей, кто пишет музыку «по домашнему», вне студии — качество звучания. Неплохие идеи часто перекрываются ужасной технической реализацией. Обратите внимание на сведение и мастеринг. В домашних условиях можно добиться достаточно высоких результатов при должной подготовке. Просто не бойтесь признать, что качество ваших треков оставляет желать лучшего и вам есть куда расти. А информация найдется. У нас её хватает уже сейчас. В следующем материале мы сосредоточимся именно на этом вопросе подробнее.
  • Снятие рамок. Со временем мы понадевали на себя столько рамок: детские сады, школы, университеты, работа, начальство, неполноценное воспитание... Не сомневаюсь, что у 99% окружающих есть масса проблем, зажимов и комплексов из прошлого, которые мешают полноценно воспринимать реальность и мыслить широко. Снимайте эти рамки всеми экологичными способами — это напрямую положительно отразится на вашем творчестве. Вы начнете видеть новые пути для себя и будете готовы по ним двигаться.


Естественно, что это далеко не все, на что можно обратить внимание. В дальнейших материалах по теме, думаю, вскроются дополнительные моменты этого дела.

Тем, кто все еще сомневается, что он может делать отличного качества треки прямо за своим ноутбуком, пора призадуматься. Все средства у вас под рукой! Выкиньте из головы догмы про тонны аналогового оборудования. Студия, напичканная профессиональным железом — это реально интересно, но очевидный факт — сейчас есть более доступные средства для тех же целей.

В следующем материале мы более подробно затронем вопросы достижения высокого качества в домашнем продакшне. Всего через пару дней заходите сюда за продолжением!

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip