Руководство звукорежиссера

Руководство звукорежиссера

В сети можно встретить интервью именитых звукорежиссеров и звукотехников, где они рассказывают о том, как они работают в огромных залах с кучей оборудования. Реальность же заключается в том, что большинство звукорежиссеров большую часть своей работы выполняют в маленьких залах на небольших мероприятиях. И хотя всегда интересно почитать о том, какие новые технологии применяются в живом звуке на больших концертах, работа звукорежиссеров таких мероприятий в значительной мере отличается от работы в местном баре или клубе.

Если вы работаете со звуком как раз в одном из таких небольших залов, то вы должны уметь применять свои навыки и знания именно в таких условиях. Я провел три года, работая в двух малых залах Питсбурга. И в этой статье я поделюсь опытом и дам несколько советов тем из вас, кто только начинает работать с живым звуком. Эта статья для тех, кто вынужден в одиночку управлять и портальной системой, и мониторами, что вполне естественно для работы на маленьких площадках.

Какое оборудование вам нужно

Оборудование, которое вам необходимо, определяется исполнителем, с которым вы будете работать. Вам не всегда нужны будут 8 или 16 канальный микшер, микрофоны для барабанов или внешняя обработка. Зато вот несколько вещей, которые пригодятся во всех случаях. Без сомнения, нужно иметь несколько вокальных микрофонов, а еще важнее иметь к этим микрофонам стойки. Некоторые вокалисты предпочитают прямые микрофонные стойки, другие – стойки типа «журавль». Стойки «Журавль» не живут долго, особенно если их использовать при работе с рок-группами. За пару месяцев регулярных мероприятий вы можете столкнуться с тем, что ваши микрофонные стойки пришли в негодность, и важно это заметить до того, как вам внезапно предложат вызвучить группу из 4 вокалистов. Ини, например, у меня никогда не было ситуаций, чтобы на концерте не хватило вокальных микрофонов, зато вокальные стойки могут стать на вес золота, когда вам попадется привередливый вокалист, желающий видеть у себя только прямую стойку, и никакую другую. У вас также должно быть в запасе больше микрофонных кабелей, чем вам нужно. Иногда поврежденный кабель продолжает работать с динамическим микрофоном, но когда с его помощью подключить конденсаторный микрофон или директ-бокс, требующий фантомного питания, то кабель перестанет работать. Иметь в запасе и использовать тестер для проверки кабелей каждые несколько недель поможет вам избежать стрессовых ситуаций, когда все включено, а звука нет.

Перед началом концерта

Итак, вечер концерта вашей группы. Сделайте себе одолжение, придите вовремя, а лучше немного раньше. Скорее всего, группы еще не будет на месте. Обычно, они только собираются на своей базе, загружая в машину барабаны (но забывая стойки) и гитарные усилители (но забывая гитарные кабели). В любом случае, придя пораньше, вы будете более уверенно себя чувствовать, имея возможность убедиться, что все находится на своих местах. Часто бывает, что на мероприятии оборудование используется не только для выступления группы, но и для других целей. Перед вами со звуком могли работать ди-джей, комики, ведущий, другие артисты. Проверьте, что ничего не пропало и ничего не сломано. Вы, скорее всего, будете использовать как минимум один свой вокальный микрофон, а вполне вероятно, что и свои микрофоны для барабанов. Подготовьте их, выложите их на сцене. Подготовьте все кабели и микрофонные стойки. Проверьте, чтобы на всех стойках были прикручены микрофонные холдеры.

Настройка звука в помещении

Пока группа добирается до места выступления, или пока они настраивают инструменты, настройте звук в помещении. Обычно нужно просто установить микрофон на сцене и поднимать его уровень чувствительности до того порога, пока не начнется обратная связь. Постарайтесь определить частоту, на которой возник резонанс, и уменьшите ее уровень на графическом портальном эквалайзере. Это позволит даже девочке, которая поет шепотом, звучать поверх heavy metal группы. Поверьте мне, на вас будут смотреть косо как музыканты, так и аудитория, если вокал будет плохо слышен. И если, не дай бог, при попытке поднять уровень громкости вокала микрофон заведется, вы точно увидите множество лиц, отвернувшихся от сцены, глядящих в вашу сторону и закрывающих уши руками. Они не знают, с чем вам приходится сталкиваться во время работы, и не ожидайте от них понимания. Там, на сцене, выступает их друг, брат и сестричка, и если что-то звучит не так – то это точно ваша вина.

Руководство звукорежиссера

Одно время в клубе, в котором я работал, в течение нескольких недель проходил международный конкурс молодых групп. Чтобы сэкономить деньги и не платить мне за лишние часы работы, владелец клуба сам установил весь беклайн до того, как я приехал в клуб. Сначала я подумал, что это так классно, просто прийти в клуб и начать работу сразу с поднятия фейдеров. Когда начала выступать первая группа, я заметил, что ритм-гитарист звучит как-то не очень четко, и в звуке его много низких частот. Я попробовал немного подрезать низкие частоты эквалайзером и хотел поднять уровень громкости на его канале, но подумал, что может начаться обратная связь, и поэтому не сделал этого. В середине выступления ко мне подошел парень из слушателей и спросил, могу ли я сделать гитару громче. Я ответил ему, что она уже на пределе громкости. Думаю, он понял мои слова так, что гитара звучит уже настолько громко, насколько хочу этого я. Но гитару просто невозможно было сделать громче на самом деле. Через минуту парень спросил меня, какой фейдер отвечает за громкость гитары. Ничего не подозревая, я просто указал на соответствующий фейдер. Будучи уверен, что микс звучит достаточно хорошо, перед следующей песней я отошел на несколько шагов к бару, чтобы взять себе воды. Когда я обернулся, то увидел, что этот парень двигает все фейдеры на микшере! Я подошел и сказал ему, чтобы он не трогал оборудование и не крутил никаких регулировок. С самодовольной ухмылкой он ответил мне: «А мне больше и не надо, я уже все сделал, что хотел». К нам подошел бармен и предложил парню отойти от пульта. Тот согласился уйти, но вслед кинул мне что-то оскорбительное, вроде: «Вы что, впервые за пультом стоите?» Так вот, люди всегда будут так поступать. Они будут подходить к пульту и говорить вам, как по их мнению должно все звучать. Каждый раз найдется кто-нибудь, кто посоветует добавить баса, в то время как кто-то второй скажет, что баса слишком много. Кто-то один подойдет и скажет, что надо сделать громче, в то время как другие будут кричать, что у них от громкости кровь из ушей идет. Вы никогда не сможете угодить всем. Запомните, никакие жалобы или похвалы слушателей не имеют ничего общего с тем, насколько хорошо выполнена ваша работа.

Свое оборудование

Также часто бывает, что приходится работать после предыдущего звукорежиссера (которым часто бывает бармен, владелец клуба или даже вышибала), и получается так, что он уже за вас выбрал, на каком оборудовании вам работать. Может оказаться, что в вашем распоряжении всего 8 канальный микшер, и с его помощью вам одному нужно вызвучить полноценную группу на сцене. Вам в любом случае понадобится talk back микрофон для обратной связи с музыкантами. Слишком много раз в течение выступления группы происходило что-то не то со звуком, и мне было нужно локтями проталкиваться через толпу к сцене, чтобы выяснить у музыкантов, в чем же у них проблема. Так вот, если на микшере не хватает XLR входа для talk back микрофона, то не помешает обзавестись переходником с XLR на джек разъем. Многие микшеры обладают линейным входом с джековым разъемом (tape input). Он предназначается для подключения портативного плеера или еще чего-нибудь, но и для микрофона вполне сгодится. Просто подключите микрофон через переходник в этот вход и пустите сигнал только в мониторы (ни в коем случае не в порталы). Обратной связи можно не бояться, так как мониторы находятся в нескольких метрах от вас и развернуты лицом к музыкантам.

Последний совет

Есть еще много советов касательно оборудования, которые я мог бы дать, но я их приберегу для другой статьи. Вот совет, который я хочу вам дать здесь: будьте на одной волне с владельцем бара, или клуба, или кто там еще ваш начальник. Его цель – получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Ваша цель – добиться лучшего звука с тем оборудованием, которое у вас есть, и в том зале, в котором вы находитесь. Часто цели эти противоречат друг другу. Но рекомендации касательно оборудования все же будут оценены начальником. Дать владельцу заведения понять, насколько лучше будет звук с новым оборудованием и насколько довольнее будут посетители, это лучший способ намекнуть ему, что его нынешнее оборудование – отстой. Однако если недостаток какого-то оборудования делает вашу работу невыносимой – так прямо об этом и говорите. Микрофоны, микрофонные стойки, кабели и работоспособные порталы – это необходимость, а не приятные мелочи. На своей работе я видел перемотанные изолентой провода, которыми подключались мониторы и которые отказывались работать через день. Когда такое происходит, и группа не слышит саму себя на сцене, так музыкантам и объясняйте, что хозяин заведения – жмот, и он ничего не сделает ради репутации группы и звукорежиссера. И последнее, вы должны точно определить сколько, как и когда вам заплатят. Под конец моей работы в одном из клубов владелец заведения начал высчитывать до минуты, сколько я работаю, и по минутам пересчитывал мою зарплату за час. Это было отличным знаком, что пора оттуда уходить. В следующем клубе мне платили в зависимости от того, сколько людей придет в клуб. Чем больше людей на концерте – тем больше мой гонорар. Но при этом согласована минимальная ставка, на которую я согласен.

Руководство звукорежиссера

Работа с живым звуком – это отличная возможность познакомиться с новыми музыкантами, группами, и продолжать развиваться в качестве звукорежиссера. Но это не обязательно ваша судьба. Если вы чувствуете, что не получаете удовольствия от работы, или что работа вас просто достала – уходите! Позвольте себе самому судить о своей ценности и своих способностях. Удачи!

Автор: Барак Шпиз

Барак Шпиз имеет годы опыта работы в звукозаписывающих студиях и концертных залах своего родного города Питсбурга, штат Пенсильвания. Свою карьеру звукорежиссера он начал еще до окончания музыкального колледжа Беркли в Бостоне по специальности «музыкальный продакшн и звукорежиссура». Более трех лет работал звукорежиссером живых концертов и студийным звукоинженером, после чего вернулся к обучению и сейчас защищает степень магистра в области музыкальных технологий в Duquesne University в Питсбурге. Также Барак управляет продакшн студией Spearhead Audio, которая специализируется на аудио мастеринге и написании музыкального материала для рекламы и визуальных медиа.

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip