Искажение – как студийный инструмент

Искажение – как студийный инструмент

Термин «искажение» описывает любые изменения, внесённые в форму звуковой волны: даже простое изменение амплитуды – это фактически один из видов искажения. Сюда же можно приписать и эквализацию, которая является, по сути дела, изменением амплитуды одних частот относительно других.

Но чаще всего, термином «искажение» мы обозначаем явления, которые происходят, когда звуковой сигнал проходит через нелинейное устройство, такое, как усилитель с ламповой сатурацией или clipping-предусилитель. В обоих случаях, основная функция подобных устройств – это изменить амплитуду, но процесс искажения вводит новые гармоники, определённым образом связанные с исходным музыкальным сигналом. Понятно, что искажений следует избегать, если Вы хотите сделать достоверную запись акустических инструментов. Но у искажения есть большой потенциал для творческого применения в современной популярной музыке – и сфера его использования намного шире, чем Вы можете ожидать…

Гармоническое искажение

Как мы уже рассказывали в нашем недавнем исследовании такого феномена, как «аналоговая теплота», наличие тех или иных гармоник даёт звуку свой тембр (именно благодаря этому флейта звучит не так, как кларнет). Гармоническое искажение – это введение новых дополнительных гармоник, музыкально связанных с теми, что уже присутствуют в оригинале. И это приводит к определённым изменениям в тембре. Чётные гармоники очень музыкальны, они обогащают звук, делают его ярким и гладким. Многие ламповые устройства, использующие «минималистские» схемотехнические решения (особенно на базе триодов), преимущественно генерируют искажения с чётными гармониками. А вот искажения с нечётными гармониками (например, это преобладающий тип искажений у магнитной аналоговой ленты), часто придают звуку оттенки, которые описываются как «грубые», «резкие», «песочные» или «острые». Однако, умеренное количество таких гармоник часто связывается и с такими понятиями, как «богатство» и «глубина» звука.

Высокие гармоники, созданные аналоговым искажением, часто придают звуку песочный тембр и воспринимаются не особо музыкально – но LP-фильтр (или обрезной фильтр высоких частот) может привести к более благоприятным для слуха результатам. В гитарных усилителях такая фильтрация происходит сама собой, поскольку у многих динамиков есть тенденция к довольно крутому завалу в областях выше 4 кГц. Если убрать кабинет, то высокие гитарные частоты будут звучать как оса в бумажном стаканчике!

IK Multimedia Amplitube

У гитарных динамиков имеется естественный спад в высоких частотах, который помогает сделать искажённый звук более приятным нашему слуху. Если при добавлении искажения инструменты начинают играть слишком ярко, попробуйте пропустить сигнал через спикосимулятор – такой, как IK Multimedia Amplitube.

Один из способов добавить органично звучащее искажение к уже записанному треку – это вывести сигнал с рекордера, подключить его в гитарный усилитель и записать обратно снятый микрофоном сигнал. Эта техника часто используется для ре-ампинга гитары или баса, изначально записанных в линию (DI). Но подобная технология может привести к очень интересным результатам и в случае с барабанами, синтезаторами, или даже с голосом.

Господин Динамик

Независимо от того, плагин ли это, или аппаратное устройство (как Line 6 Pod), спикосимулятор может работать точно так же, как и реальный гитарный кабинет/динамик. Чтобы приручить высокие частоты, попробуйте вместо LP-фильтра использовать подобный процессор. Как и в случае с ре-ампингом, Вы не ограничены только лишь гитарой: испытайте его с искажёнными синтезаторами, органами или электропиано. Этот подход может быть более гибким, чем ре-ампинг, поскольку большинство плагинов предоставляет Вам широкий выбор различных кабинетов – попробуйте всё и найдите, что лучше всего подходит для Ваших звуков.

Лучше меньше – да лучше

Делая запись, постарайтесь не переборщить с искажением. Всегда можно добавить его в процессе сведения, но практически невозможно убрать избыток в уже записанном звуке. Если Вы сомневаетесь, то стоит использовать сплиттер или A/B box, чтобы вместе с искажённым сигналом записать и его чистую версию.

Уменьшение искажения

Тем не менее, надо сказать, что существуют некоторые способы уменьшить очевидное искажение на записанном гитарном звуке. Вам потребуется очень аккуратно продублировать гитарную партию, сыграв то же самое на синтезаторе (рабочей станции) с соответствующим чистым звуком. Подмешав её с таким уровнем, чтобы не была заметна синтетическая природа этой партии, Вы сможете добиться довольно значительного улучшения читаемости гитарных нот.

Контраст

Попытайтесь получить контраст. Если Вы не изготавливаете музыку в стиле death metal, то будет неплохой идеей попробовать уравновесить искажённые звуки чистыми. Например, если Ваш микс включает парочку «грязных» искажённых гитар, то Вы сможете сильнее их выделить, если сохраните барабаны и бас в относительной чистоте.

Я так возбуждён…

Будет банальностью, если я скажу, что человеческий слух воспринимает искажённый звук как менее чистый и прозрачный. Однако, если мы применяем искажение только лишь к определённой части частотного спектра, то это может привести к совершенно противоположному результату и дать ощущение того, что звук стал чище и прозрачнее. Подобный принцип использует такое известное устройство, как Aphex Aural Exciter: он берёт часть входного сигнала, пропускает его через HP-фильтр, потом искажает в усилителе с особой нелинейной характеристикой и затем смешивает его обратно с исходным чистым сигналом. В результате этого синтезируются новые высокочастотные гармоники, которые, возможно, никогда и не присутствовали в оригинальном сигнале. В итоге, наш слух воспринимает обработанный звук как более яркий и детальный. А вот эквалайзер не может добавить ничего нового – он может усилить только то, что уже имеется в сигнале.

Вообще, при обработке микса гармонические энхансеры должны использоваться очень экономно, ибо в противном случае Вы рискуете получить чрезмерно яркое и утомляющее звучание. Но Вы можете использовать их более агрессивно, чтобы сделать ярче малый барабан и другие перкуссионные звуки. Если Вы не используете гармонический энхансер, то можете получить похожие результаты, добавляя искажённый сигнал к чистому оригинальному треку. Это легко сделать, если скопировать партию на ещё одну дорожку и потом пропустить копию через устройство искажения или плагин.

И, напоследок, одно предостережение: наш слух легко одурачить, поскольку нам кажется, что лучше звучит та музыка, которая ярче и громче. Особенно это проявляется, когда уши устают в результате продолжительного прослушивания. Таким образом, всегда проверяйте обработанные подобным образом звуки на следующий день, чтобы понять, действительно ли такая обработка улучшает звучание, либо она просто делает Вашу музыку громче, ярче и грязнее!

Tubey, Or Not Tubey?

Лампы часто используются в специализированных процессорах искажения, но не ожидайте, что хороший ламповый микрофон будет иметь явно искажённый звук. Когда в середине прошлого столетия разрабатывались классические ламповые микрофоны, электронные лампы не имели альтернативы, и проектировщики приложили все свои усилия, чтобы заставить их вести себя максимально линейно. Таким образом, остаточные артефакты искажения, дающие существенную часть тонального характера этих микрофонов, являются очень тонкими. Такие особенности мы описываем теперь как «теплота» или «гладкость». Многие современные микрофоны, которые преднамеренно добавляют много искажения в ламповом стиле, звучат менее музыкально, чем правильно разработанные ламповые микрофоны.

ламповые микрофоны

В правильном контексте ламповое искажение может привести к великолепным результатам. Но не следует считать, что если в чём-то стоят лампы, то это обязательно приводит к искажённому звуку: к примеру, ламповые микрофоны обычно разрабатываются так, чтобы минимизировать любые искажения.

Лошади для забегов

Аналоговые устройства по-разному реагируют на перегрузку, поэтому потребуется некоторое экспериментирование. Если у Вашего рекордера достаточно входов/выходов, попробуйте пропустить треки через внешнее аналоговое оборудование или гитарные педали, поскольку настоящее аналоговое искажение почти всегда звучит естественнее, чем его цифровые эмуляции.

Сравните различные устройства и выберите то, что работает лучше всего. Приборы, в которых имеются входные и/или выходные трансформаторы, могут добавить очень благозвучное искажение, вызванное магнитной сатурацией в их сердечниках. Но знайте, что потребуется значительно усилить входной сигнал, чтобы вызвать сатурацию или клиппинг, так что, не забудьте потом понизить выходной сигнал до приемлемого уровня.

Синусоида на все времена

Если Вы больше увлечены программированием, чем игрой на реальных инструментах, попытайтесь взять что-нибудь столь же простое, как синусоидальная волна, и пропустить это через различные педали искажения. Такая гитарная педаль, как Boss MT2, добавит фактуру и поможет создать очень интересные звуки – крутите ручки и ваяйте.

Boss MT2

Искажение на барабанах

Хотя тяжёлого искажения – и особенно клиппинга – следует избегать (разве что кроме искажения в ламповом стиле на гитарах или жирных синтезаторных басах), оно может творчески использоваться при обработке коротких и ярких звуков – таких, как малый барабан. Агрессивный звук малого барабана на некоторых роковых альбомах был создан путём преднамеренной перегрузки входных цепей аналогового микшера до состояния клиппинга. Не обязательно использовать такие экстремальные уровни искажения: если малый барабан звучит вяло, Вы сможете оживить его, добавив немного аналогового искажения.

Искажение магнитной ленты

Аналоговая лента добавляет тонкие искажения, особенно когда на неё записывается сигнал с уровнем, близким к максимально возможному для этой ленты. Некоторые мастеринг-инженеры создают аналоговое чувство в треке, копируя его на аналоговый магнитофон, и затем переписывая обратно в цифровой формат. Особенно популярна эта процедура при мастеринге рок-музыки. Конечно, мастеринг-инженеры используют высококачественные магнитофоны, в которых лента движется с очень большой скоростью. Но Вы можете попытаться получить подобные результаты с любым аналоговым магнитофоном – даже с кассетником. Конечно, есть плагины, которые подражают звуку аналоговой магнитной ленты, но, на мой взгляд, реальные вещи работают лучше всего.

Ограничение спектра

Все формы искажения усложняют гармоническое содержание оригинального сигнала. Это означает, что если на каком-то источнике используется много искажения, то это может привести к проблемам с укладкой такого звука в микс, потому что он занимает слишком большой спектральный диапазон. Но Вы можете искусственно ограничить спектр искажённого звука, используя HP и LP-фильтры. Это поможет сохранить пространство для остальных инструментов.

HP и LP-фильтр

Искажённые звуки могут затопить весь микс, но использование HP и LP-фильтров помогает избежать такой проблемы.

Микширование и фаза

Если Вы комбинируете искажённые и неискажённые версии одного трека (в том числе, если эффект искажения стоит в шине посыла), то следует проверить взаимную фазировку между сигналами. В противном случае, эффект гребенчатой фильтрации может повредить такой комбинированный звук. Чтобы сфазировать сигналы, Вы можете использовать на одном из треков специализированный процессор для вращения фазы. Такие процессоры нетрудно найти в форме плагина. Среди них – Betabugs Phasebug, Voxengo PHA979 и Little Labs IBP для платформы Universal Audio. Кроме того, не забывайте, что большинство плагинов-эквалайзеров также вносят определённые фазовые искажения (то есть, они сдвигают фазу некоторых частотных полос относительно других). Таким образом, если Вы использовали эквализацию, желательно проверить соотношение фаз между сигналами.

Ясность баса

Одно из классических применений искажения во время миксдауна – это увеличение плотности высоких гармоник в басовых звуках. Это позволяет улучшить слышимость баса при воспроизведении на маленьких колонках. По сравнению с эквализацией, этот метод имеет ряд преимуществ: во-первых, добавляются гармоники, которых нет в исходном сигнале; во-вторых, он более равномерно затрагивает все частоты в басовой партии. Популярное устройство, часто упоминаемое в контексте этой методики – педаль Tech 21 SansAmp. К примеру, его часто используют такие знаменитые продюсеры, как Spike Stent (U2, Depeche Mode, Oasis, Bjork) и Mark Endert (Savage Garden, Rihanna, Maroon 5).

Tech 21 SansAmp

Маскировка и вокальное искажение

Одна из проблем при сведении тяжёлой рок-музыки заключается в том, что искажённые гитары маскируют важные вокальные частоты, и заставляют вокал звучать грязно – даже если исходные треки чисты как слеза младенца. Зачастую, в таких случаях очень помогает лёгкое искажение, добавленное к вокалам. Многие микс-инженеры используют для этого либо перегрузку в компрессорах, либо устанавливают в шину посыла эффект искажения и посылают на него вокальный сигнал.

Antares Tube

Параллельное искажение может творить чудеса на вокалах и малом барабане. Попробуйте установить в шину эффектов такой плагин, как Antares Tube, и сделайте на него низкоуровневые посылы – Вам наверняка понравится!

Разделение частот

Использование искажения на барабанных петлях помогает получить более мощный и агрессивный звук. Однако, оно может повредить низкочастотную атаку басового барабана. Поэтому, имеет смысл разделить частотный диапазон петли на несколько полос, чтобы отделить низкие частоты и применить там меньше искажения. Такие плагины, как Cubase Quadrafuzz, Ohm Force Ohmicide или MDA Bandisto делают это автоматически, но Вы можете сделать подобные вещи самостоятельно, используя дополнительные HP и LP-фильтры на искажённой копии (или копиях) Вашей петли. При их помощи Вы можете выделить различные спектральные области и применить к ним независимую обработку.

Quadrafuzz

Многополосные эффекты искажения, такие, как Cubase Quadrafuzz, позволяют сохранить низкочастотную атаку, но при этом получить нужный Вам тон.

Задержка и искажение

Один из способов получить ясный и чёткий микс – это дифференцировать звучание исходных и задержанных сигналов. И искажение играет здесь немаловажную роль. И действительно, многие профессионалы зачастую обращаются к старым аналоговым дилэям именно потому, что эти устройства добавляют в задержанный сигнал тонкое (или совсем не тонкое!) искажение.

В очередь!

Как и в случае с любыми другими эффектами, тщательно подумайте, в какую точку цепи вставить искажение – особенно относительно других процессоров. Например, в случае с гитарой, имеет большое значение, где стоит искажение – до педали вау-вау или после неё. Попробуйте различные конфигурации и ближе ознакомьтесь с тем, как Ваши эффекты взаимодействуют друг с другом.

Цифровое искажение

Никакое обсуждение искажения не будет полным без нескольких слов о таком явлении, как цифровое искажение. Конечно, цифровые системы могут имитировать аналоговое искажение, но Вы также можете экспериментировать с такими чисто цифровыми вещами, как уменьшение длины цифрового слова и понижение частоты дискретизации. Уменьшение длины цифрового слова (разрядности) без использования дизеринга приводит к искажениям, связанным с ошибками квантизации. Такой процесс обычно называется «bit crushing». Понижение частоты дискретизации может вызвать такое искажение, как альясинг (наложение спектров) в пределах слышимого диапазона.

У альясинга есть интересная особенность: частотные компоненты искажения могут проявиться ниже фундаментальных частот исходных звуков (потому что они представляют собой математическую разность между частотой дискретизации и частотой исходного звука). При аналоговом искажении такое явление происходит редко. Обычно, возникают гармонические искажения, кратные фундаментальной частоте источника и находящиеся выше её.

К тому же, не стоит забывать и о такой вещи, как простой цифровой клиппинг. Он имеет очень резкий звук и его желательно избегать. Но Вы можете его использовать, чтобы добавить яркости малому барабану.

Цифровое искажение редко звучит так музыкально, как аналоговое, но и у него есть реально полезный творческий потенциал: Вы можете его использовать, чтобы создать Lo-Fi-саунд как в старых видеоиграх, или чтобы имитировать звук «старинных» цифровых устройств, таких, как ранние сэмплеры.

Jeroen Breebaart Time Machine

D16 Decimort

Некоторые типы цифрового искажения стали неотъемлемым характером старых сэмплеров и других цифровых устройств. Такие плагины, как Jeroen Breebaart Time Machine и D16 Decimort позволяют воссоздать некоторые из этих свойств.


Опубликовано в журнале Sound on Sound в апреле 2010 года

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip