Наушники. Всё что нужно знать о них начинающему звукорежиссёру

Наушники. Всё что нужно знать о них начинающему звукорежиссёру

Каждый начинающий звукорежиссёр рано или поздно сталкивается с вопросами, какие студийные наушники выбрать и на какие критерии обращать при этом внимание. Эта статья призвана помочь начинающим в этом нелегком деле.

И прежде всего, необходимо разобраться в классификации и специфической терминологии, присущей наушникам, узнать, какие бывают наушники, на какие категории делятся, и только после этого приступать к выбору.

Акустическое оформление

По типу акустического оформления наушники делятся на:

  • Открытые
  • Полуоткрытые
  • Закрытые

1. Открытые наушники частично пропускают внешние звуки, то есть не изолируют полностью слушателя от внешних шумов, а находящихся рядом от звука, исходящего из наушников.

Открытые наушники обладают более естественным звучанием, чем наушники остальных типов. По мнению многих звукорежиссёров, звук открытых наушников отличается большей прозрачностью и натуральностью, если сравнивать его со звуком закрытых и полуоткрытых моделей.

Однако, из-за слабой изоляции, использование открытых наушников при записи повлечёт проникновение идущего из них звука в микрофон, особенно при записи вокала, что недопустимо.

2. Полуоткрытые модели характеризуются многими особыми свойствами открытых наушников, но при этом предоставляют хорошую звукоизоляцию.

3. Закрытые наушники плохо пропускают внешние шумы и, следовательно, гарантируют наибольшую звукоизоляцию. Благодаря этим качествам закрытые наушники – оптимальный вариант для использования в шумной обстановке и в процессе записи.

Способ передачи сигнала

По способу передачи сигнала наушники делятся на:

  • Проводные
  • Беспроводные

Проводные модели соединены с источником с помощью провода, поэтому они гарантируют максимальное качество звука.

Беспроводные модели соединены с источником с помощью радиоканала или Bluetooth. Они, безусловно, удобны, но отличаются гораздо более низким качеством звука, если сравнивать с проводными моделями. Этот их недостаток объясняется процессом модуляции при кодировании-декодировании, которые необходимы при передаче сигнала от излучателя к приемнику в наушниках.

Стоит отметить, что в студийных условиях беспроводные наушники практически никогда не применяются.

Величина сопротивления

По величине сопротивления наушники делятся на:

  • Низкоомные
  • Высокоомные

Низкоомные модели имеют сопротивление от единиц до нескольких сот Ом.

Величина сопротивления высокоомных может находиться в пределах от единиц до нескольких десятков килоом.

Основные технические характеристики

Главные технические характеристики, на которые следует обратить внимание при выборе наушников это:

  • Частотная характеристика
  • Чувствительность
  • Сопротивление
  • Максимальная мощность
  • Уровень искажений

1. От частотной характеристики во многом зависит качество звука наушников. Наушникам с большим диаметром мембраны свойственно повышенное качество звучания из-за более широкого частотного диапазона.

Обычно частотный диапазон большинства студийных наушников находится в пределах 18 Hz - 20 000 Hz. У некоторых высококлассных моделей частотный диапазон может быть ещё шире.

Главным образом следует учесть, что чем шире частотный диапазон, тем равномернее будет АЧХ в диапазоне частот, доступном для восприятия человеческому уху.

2. От чувствительности зависит громкость звука в наушниках. В большинстве случаев наушники обеспечивают чувствительность не меньше 100 dB. В противном случае громкость звука может быть слишком низкой.

3. Если говорить о сопротивлении, то у большинства наушников оно равно 32 Ом. Наушникам с сопротивлением в 16 Ом свойственна повышенная акустическая мощность. Для работы в студии рекомендуется использование наушников с максимальным значением импеданса.

4. От максимальной мощности наушников зависит громкость звучания.

5. Чем меньше процент уровня искажений в наушниках, тем выше качество звучания. В частотной полосе, например от 100 Hz до 2 000 Hz допустимы привносимые наушниками искажения до 1-1,5%. Но например, для диапазона ниже 100 Hz являются приемлемыми искажения вплоть до 10%.

Студийные мониторные наушники

Студийные мониторные наушники – это особый класс наушников. Эти наушники передают практически не искаженный и не окрашенный звук. Их полностью ровное, прозрачное и честное позволяет услышать множество мельчайших деталей, которые могут быть незаметны на мониторах.

Если говорить о выборе студийных наушников, то тут не так важно, о профессиональной или о домашней студии идет речь, так как в обоих случаях часть наушников в составе общего студийного бюджета не слишком существенна.

Отсюда вывод: попытки сэкономить и купить более простые и дешевые наушники для домашней студии – бессмысленны.

Но, в то же время, стоит отметить, что даже самые качественные наушники не заменяют студийные мониторы – они дополняют их. В любом случае мониторы являются основной системой контроля в студии.

Основные плюсы именно наушников при этом – отсутствие влияния на звук акустических особенностей помещения и возможность прослушивания звука на большой громкости без появления существенных искажений, вызванных акустикой помещения.

В наушниках (в особенности закрытых) легче расслышать посторонние шумы и мельчайшие нюансы звучания, а также легче в отдельных случаях производить панорамирование некоторых компонентов микса.

Для применения в процессе записи, как уже было сказано ранее, более целесообразно выбрать закрытые наушники. Открытые наушники в этом случае будут «петь» в микрофон, что недопустимо для качественной записи.

Для контроля звука в процессе редактирования, сведения и мастеринга больше подойдут открытые наушники, так как в наушниках закрытого типа на низких частотах всегда появляется резонанс и всегда больше количество искажений.

Несмотря на то, что в профессиональных наушниках не допускается возможность окрашивания аудио-сигнала, разные модели все равно по-разному представляют звуковую картину. И совсем необязательно, что звучание дорогих моделей будет более честным и качественным, по сравнению с более дешевыми вариантами, так как здесь в дело вступают прозрачность, детализация и другие субъективные характеристики.

Поэтому, выбирая себе студийные мониторные наушники среди уже хорошо зарекомендовавших себя моделей, следует ориентироваться и на свои ощущения.

При выборе наушников, главным предназначением которых является мониторинг для музыкантов при записи, следует обращать внимание не сколько на качество воспроизведения, сколько на удобство работы в них.

Хотя, нельзя отрицать важность первого фактора, ведь пусть звук и не должен быть идеальным, но он обязательно должен быть качественным и без выраженных искажений. А почему наушники должны быть удобными – объяснять не нужно. Музыканты записываются в наушниках порой часами, на протяжении которых уши могут просто неимоверно устать.

Студийные наушники являются немаловажным элементом любой звукозаписывающей студии. Поэтому к их выбору нужно подойти взвешенно и скрупулезно.

Надеемся, что некоторые нюансы, освещенные в этой статье, помогут вам выбрать действительно качественные студийные наушники.

По материалам: www.master-skills.ru

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip