Покупка аудиоинтерфейса: как выбрать?

Покупка аудиоинтерфейса: как выбрать?

На сегодняшний день выбор аудиоинтерфейсов настолько огромен, что покупатели часто приходят в смятение. Глядя на это разнообразие входных и выходных разъемов – не говоря уже о форматах FireWire, USB, PCI и т.д., – чему отдать предпочтение? Сегодня мы совершим экскурсию в мир аудиоинтерфейсов, которая поможет вам сделать правильный выбор.

Scarlett 2i2  от Focusrite

Duet 2 от Apogee

Saffire Pro 40  от Focusrite

 

 

AudioBox USB от PreSonus

Что такое «аудиоинтерфейс»?

Говоря простыми словами, аудиоинтерфейс – это связующее звено между микрофоном (или другими источниками звука) и компьютером. Это, своего рода, мост между аналоговым сигналом и цифровым. Как правило, аудиоинтерфейс оборудуется микрофонным предусилителем, линейным входом и множеством других разъемов.

Вы спросите: «Если в аудиоинтерфейсе имеется предусилитель, разве не проще купить обычный эквалайзер/компрессор или преамп?» Ответ на этот вопрос объясняется необходимостью аналого-цифрового преобразования. Стандартные предусилители и эквалайзеры/компрессоры передают аналоговый сигнал, а для обработки аудио на компьютере сигнал необходим цифровой. Аудиоинтерфейс конвертирует аналоговый сигнал в цифровой, который затем передается на компьютер.

«Почему для этого нельзя использовать звуковую карту компьютера?»

Если вы серьезно занимаетесь звукозаписью, то вскоре ограниченные возможности звуковой карты компьютера перестанут вас удовлетворять. В большинстве случаев на обычные звуковые карты не ставят высококачественные конверторы. Такие карты вполне годятся для игр и прослушивания MP3-композиций, но у них не хватает хедрума, а также мощности для сохранения целостности сигнала. Следует отметить, что из-за некачественного аналогово-цифрового преобразования первые шаги в цифровой звукозаписи, в основном, выглядят «шероховато» и «неуклюже».

Еще один недостаток обычных звуковых карт заключается в том, что большинство из них поддерживает одновременную передачу только двух аудиоканалов. Поэтому, запись ударных установок или больших коллективов становится практически невозможной без ИНТЕНСИВНОГО субмикширования и обработки.

Кроме низкокачественного преобразования и ограниченного количества каналов, обычные звуковые карты также страдают высокой задержкой, джиттером (ошибками в размере, «искажающими» аудиосигнал) и плохим качеством звука в целом.

Входные и выходные разъемы

При выборе аудиоинтерфейса нет более важной характеристики (за исключением совместимости с компьютером), чем количество и тип входных и выходных разъемов. От двух каналов до 18 и более – для любых задач можно подобрать соответствующий аудиоинтерфейс. Если вы планируете записывать мощную ударную установку с большим количеством микрофонов, стоит обратить внимание на интерфейсы с восемью входами. С другой стороны, если ваша цель – запись своего голоса и акустической гитары, двух входов будет более чем достаточно.

Не следует также забывать о выходных разъемах. Как правило, требуется не менее одного выхода для наушников, а также для подключения к одному или нескольким студийным мониторам. Еще один момент – у некоторых интерфейсов имеются выходы для передачи аудиосигнала на внешнее обрабатывающее устройство, а затем для получения его обратно. Такой разъем окажется полезным, если у вас имеются аналоговые компрессоры, ревербераторы и т.д.

Кроме аналоговых входов и выходов многие интерфейсы оборудованы цифровыми разъемами. Обычно это такие форматы, как S/PDIF или ADAT Lightpipe. Цифровые разъемы используются в тех случаях, когда необходимо подсоединить инструменты с цифровыми выходами или подключиться к студийным мониторам с цифровыми входами. Разъемы S/PDIF могут передавать один или два аудиоканала, тогда как стандарт ADAT Lightpipe обеспечивает передачу восьми каналов звука до 48 кГц по одному кабелю. (Таким образом очень удобно увеличивать количество параллельных входов на интерфейсе.)

Производители разработали специализированные интерфейсы для исполнителей разных категорий. На сегодняшний день существует большое количество устройств, ориентированных на гитаристов и клавишников. В некоторых интерфейсах кроме микрофонных предусилителей и высокоомных инструментальных входов (hi-Z) для гитар имеются также эмуляторы усилителей, гитар, эффектов и винтажных студийных установок – идеальное решение для любителей «рубить» на гитаре, пробующих себя в звукозаписи.

Совместимость с компьютером

У вас Mac или PC? Какие приложения вы намерены использовать вместе с интерфейсом? Совместимость аппаратного и программного обеспечения – важная составляющая стабильной работы системы. Некоторые интерфейсы и ПО для цифровых звуковых рабочих станций могут работать только с платформой Mac, другие – только с платформой Windows. К счастью, современные аудиоинтерфейсы в большинстве случаев являются кросс-платформенными (т.е., совместимы как с компьютерами Windows, так и с компьютерами Mac) и поддерживаются практически всеми звукозаписывающими приложениями.

Не забывайте об ограничениях по совместимости, а также об основных системных требованиях. Обговорите с консультантом в магазине все этапы процесса подключения до того, как принимать окончательное решение о покупке интерфейса.

Подключение к компьютеру

В наши дни компьютеры могут оборудоваться портами для подключения целого ряда цифровых аудиоустройств. FireWire – высокоэффективный формат передачи данных между двумя и более устройствами, в т.ч. между интерфейсом и компьютером.

USB 2.0, еще один протокол с высокой скоростью, поддерживает передачу нескольких каналов и представлен на большинстве современных аудиоинтерфейсов. USB имеет один огромный плюс: если FireWire мало распространен среди пользователей (т.к. следует отдельно покупать FireWire-карту), то найти сегодня такой компьютер, который не был бы оборудован хотя бы одним портом USB 2.0, практически нереально. (Формат USB 1.1 без труда может передавать два канала одновременно; он часто встречается на интерфейсах небольших размеров.)

Протоколы PCI и PCIe обеспечивают еще б?льшую скорость передачи данных. PCI – это независящий от процессора канал передачи данных с высокой пропускной способностью, к которому подключаются высокоскоростные периферийные устройства. Скорость передачи данных составляет 132 мегабайта в секунду с тактовой частотой шины 33 МГц.

PCIe (или PCI Express) позволяет передавать данные с еще большей скоростью, чем PCI. Высокие показатели пропускной способности протокола PCI Express (от 250 МБ/с до 4000 МБ/с) позволяют заменить им практически все внутренние шины, включая PCI.

PCMCIA – еще один протокол передачи данных для ноутбуков. Однако сегодня его использование снижается ввиду все большей распространенности ноутбуков с FireWire. Карты PCMCIA (или PC, как их чаще называют) использовались как модули расширения памяти с возможностью извлечения и установки в режиме «горячей замены» через соответствующий слот на компьютере. Позже данная технология была распространена на другие устройства: модемы, сетевое оборудование, аппаратуру для аудио- и видеозаписи (воспроизведения). Карты дают возможность владельцам ноутбуков наслаждаться качеством звука, которое не уступает качеству звука на десктопных компьютерах. В комплекте со многими PCMCIA картами идут коммутационные боксы, которые используются в качестве аудиовхода.

Программное обеспечение

Как правило, в комплект к аудиоинтерфейсу входит какое-либо DAW-приложение для звукозаписи и микширования. Некоторые модели могут также похвастаться наличием ПО для профессиональной передачи аудио с интерфейса на компьютер и наоборот. Такие программы позволяют использовать интерфейс в качестве микшерного пульта, с помощью которого выполняется маршрутизация аудиосигналов на внешние устройства и обратно.

Важны ли разрядность и частота дискретизации (сэмплирования)?

Да, да и еще раз да. Разрядность и частота дискретизации – очень важные характеристики, на которые обязательно следует обращать внимание при выборе аудиоинтерфейса. Теоретически, количество битов определяет максимальный динамический диапазон аудио вне зависимости от частоты дискретизации. Каждый дополнительный бит добавляет 6 дБ к динамическому диапазону аудио. Чем больше битов, тем легче записывать тихие сигналы. С точки зрения частоты дискретизации, звукозапись выглядит как получение снимков (снапшотов). При частоте 44,1 кГц каждую секунду компьютер снимает 44100 «изображений» входящего аудиосигнала. Частота дискретизации является одной из составляющих частотной характеристики системы. Как показывает практика, максимальное значение частотной характеристики цифровой системы при звукозаписи или воспроизведении вдвое меньше показателя частоты дискретизации.

Если вы планируете записывать CD-диски в демо-качестве, чтобы дарить их друзьям и близким или, возможно, продавать на мероприятиях городского масштаба, то 16 бит / 44,1 кГц будет вполне достаточно (так называемое «CD-качество»). С другой стороны, если ставится задача записывать струнные квартеты, желателен аудиоинтерфейс 24 бит / 96 кГц или даже 192 кГц. Пусть вас не пугают цифры 24 бит / 96 кГц – на сегодняшний день на рынке представлено множество устройств, способных воспроизводить аудио с высоким разрешением. Если пообщаться со звукотехниками, можно получить огромное количество различных советов касательно разрядности и частоты дискретизации. Однако помните, что разрядность обеспечивает больший хедрум во время звукозаписи, т.е. для стандартной записи звука высокая разрядность предпочтительнее высокой частоты дискретизации. Кроме того, переход к более высоким показателям частоты дискретизации иногда приводит к снижению количества звуковых дорожек.

На что обращать внимание

У вас стационарная студия или мобильная?

Если аудиоинтерфейс вам нужен для записи бендов, выступающих в ночных клубах, советуем пополнить арсенал звукозаписывающего оборудования стойками (рэками), на которые можно устанавливать как интерфейс, так и другую аппаратуру. Монтируемый в стойки интерфейс вместе со звукозаписывающим оборудованием и ноутбуком по функциональности мало чем уступает «нафаршированной» студии. Такая мобильная звукозаписывающая установка имеет компактные размеры; ее можно использовать как в ночных клубах, так и в качестве базы для стационарной студии.

Какое количество параллельных входов и выходов вам понадобится?

Для записи барабанов обычно требуется больше микрофонов, чем для записи акустической гитары. То есть, если вы планируете работать с барабанами, понадобится интерфейс как минимум с четырьмя входами. Но если других задач, кроме записи акустической гитары и вокала, не предвидится, подойдет и 2-канальный интерфейс. Разумеется, для качественной записи коллективов необходимо иметь несколько параллельных входов – от 16 и более. Разъемов никогда не бывает много. Ведь никто из нас не говорит: «Я мог бы сделать это, если бы в интерфейсе было меньше входных разъемов».

Планируете ли вы расширяться в перспективе?

Если вам сложно определиться с количеством разъемов, которые могут понадобиться в будущем, выбирайте интерфейс с возможностью расширения. В продаже имеются 8-канальные интерфейсы, оборудованные разъемами ADAT Lightpipe. Они позволяют добавлять восемь дополнительных аудиоканалов с внешнего предусилителя или другого интерфейса, используя всего один кабель. Если существуют предпосылки для выхода вашей студии на новый уровень, покупайте интерфейс с возможностью расширения (через стандарты FireWire или Lightpipe).

Собираетесь ли вы подключать к системе монитор с динамиками?

Многие интерфейсы оборудованы специальными выходами для мониторов, тогда как другие имеют аналоговые выходы, к которым можно подключать различную аппаратуру, в т.ч. мониторы. Важно понимать, для каких целей будут использоваться мониторы, и выбирать интерфейсы, соответствующие этим целям.

Компьютер определяет количество и тип разъемов.

Кроме тех случаев, когда покупка интерфейса сопровождается апгрейдом компьютера, именно технические характеристики десктопа главным образом определяют количество и тип разъемов интерфейса. Сегодня практически каждый компьютер имеет порты USB; стандарты FireWire и PCIe также становятся все более и более популярными. По большому счету, какими портами ни был бы оборудован ваш компьютер, всегда можно подобрать соответствующий интерфейс. На сегодняшний день даже в ноутбуках имеются разъемы FireWire. В противном случае всегда можно воспользоваться картой PCMCIA.

ПО для звукозаписи / DAW-приложения – предъявляются ли какие-нибудь особые требования?

Вам нравится работать с микрофоном или с MIDI-файлами? Или и того, и другого понемногу? Практически все основные DAW-приложения позволяют создавать как аудио-, так и MIDI-композиции. В наши дни мы, как правило, закачиваем MIDI-файлы на компьютер и с компьютера через USB, однако во многих интерфейсах имеется возможность для передачи MIDI через стандартный 5-контактный MIDI-кабель. Если вы ориентируетесь на виртуальные инструменты и программные синтезаторы, можно использовать любой из вышеуказанных методов подключения. Но если вы хотите создать профессиональную студию, тогда понадобятся высококачественные предусилители и хороший аналогово-цифровой преобразователь. А MIDI-порты идеально дополнят этот набор.

Краткий анализ распространённых на рынке вариантов

Внешние карты

1. M-Audio Fast Track (MKII, Pro, Ultra, Ultra 8R), ProFire (610, 2626), FW Solo.
Вменяемые драйвера, есть версии для текущих ОС.
Новые модели имеют импеданс 1 МОм, более старые (FT Pro, FW Solo) меньший импеданс (220 кОм и 270 кОм).
Топовые карты могут похвастаться высоким входным уровнем за счёт функции Pad – снижения входного уровня на 20 Дб (максимальный уровень до +24 dbV (26.2 dbu)), в моделях без пада (FT MKII, Solo) входной уровень +12 dbV (+14.2 dbu). Высоким выходным уровнем, достаточным для полноценного реампинга, обладает только ProFire 2626 (по спецификациям), собственно это топ линейки.
M-Audio Fast Track MKII в продаже также может встречаться под наименованием AVID Recording Studio.
Кроме того стоит отметить что появилась новая версия MobilePre, похоже, она сделана по типу FT MKII, только два микрофонных/инструментальных входа.

2. Creative E-MU USB (0202, Tracker Pre, 0404)
Достоинства: хорошие конвертеры, импеданс Hi-Z 1 МОм
Недостатки: немультиклиентные драйвера, низкий входной уровень инструментального входа, неоперативное обновление драйверов (на текущий момент)
Для 0202 USB задержки при минимальном буфере 88 сэмплов (2 мс) составляют 3.7 мс для входа и 6.7 мс для выхода.

3. Line 6 (POD XT, X3, HD, POD Studio/Toneport)
Производитель не склонен делиться характеристиками.
У линейки POD Studio/Toneport родные частоты работы 44/48, 88/96 посредством ресэмплинга, у POD XT/X3 заявлены родные частоты до 96к. Родная частота POD HD только 48к, остальное через ресэмплинг (согласно мануалам).
Сложный вопрос с максимальным уровнем из-за отсутствия спецификаций. Во всяком случае, датчик Di Marzio X2N в POD Studio/Toneport GX даёт клиппинг. По имеющейся у меня информации задержки у GX при минимально возможном буфере 128 сэмплов будут 6 мс для входа и 12 мс для выхода. Возможно, это распространяется и на другие устройства этой фирмы.

4. ESI UGM 96, другие внешние ESI
Хорошие драйвера под текущие ОС. У дешёвых моделей относительно невысокие параметры конвертеров. Проблема – невысокий импеданс инструментальных входов (500 кОм или хуже – 200 кОм) и низкий максимальный входной уровень.

5. Infrasonic (Amon, Deux, Windy 6)
Тёмные лошадки, драйвера чем-то напоминают ESI.
Windy 6 построен на топовом кодеке ak4620b, но имеет импеданс 500 кОм, и, по спецификации аналогового входа, входной уровень до +15 dbu. Amon имеет импеданс 1 Мом, но невысокий максимальный входной уровень +6 dbV. Deux имеет только линейные входы.

6. RME (FF 800, FF400, BabyFace, FF UC, FF UFX)
Профессиональные решения, новые модели основаны на кодеке ak4620b, фактически самом распространённом решении среди топовых внешних карт.
Большинство интерфейсов имеет импеданс Hi-Z 470 кОм, кроме 800 кОм у FF UFX.
Максимальные входные (Hi-Z) и выходные уровни BabyFace составляют +12 dbu и +15 dbu, FF 800 +10 dbu и +19 dbu (как и остальные), FF 400 и UC не имеют данных по Hi-Z, UFX имеет +21 dbu.

7. ECHO (AudioFire 2, 4, 8, Pre 8, 12)
Построены на качественном кодеке ak4620a.
AF 2 и AF 12 имеют только линейные входы и выходы, остальные интерфейсы имеют предусилители. Импеданс HI-Z для AF 4 и 8 102 кОм (что мало), кроме Pre 8, где есть 1 МОм. Заявлен максимальный входной уровень в +18 dbu. Выходной уровень +17.2 dbu.

8. Focusrite Saffire
Saffire 6 USB имеет заявленный максимальный входной уровень +7 dbu (с Pad), что фактически впритык для EMG и мало для более мощных датчиков в том числе для пассива. Выходной уровень +9 dbu на TRS, -3.5 dbu на RCA. Данные по импедансу инструментального входа не обнаружены.
Семейство Saffire Pro уже другие звери:
Импеданс инструментального входа 1 МОм, максимальный входной уровень до +16 dbu (с Pad), выходной уровень +16 dbu.

Внутренние карты

Следует рассматривать как базу для профессиональных решений т.к. они обладают меньшими задержками, чем внешние решения, меньшими ограничениями на пропускную способность. Когда требуется мощное решение для стабильной работы с большим количеством каналов, то это внутренние карты. Многие варианты имеют либо только линейные входы и выходы, либо являются интерфейсными картами для внешних конвертеров.

1. ESI Juli@
Хорошие драйвера под текущие ОС, только линейные входы, TRS (балансные) входы и выходы имеют максимальный уровень +20 dbu. Используются предтоповые конвертеры. Довольно надёжное и качественное решение в стерео-формате. Карта только с линейными входами, требуются преампы.

2. E-Mu PCI (E) (0404, 1212M, 1616M)
На текущий момент имеются проблемы с выпуском драйверов для Windows 7, пока только бета. Управление картой осуществляется через специальное ПО – PatchMix. Следует заметить что драйвера несовместимы с игровыми картами Creative т.к. используется такой же DSP-чип. Текущая линейка переводится на PCI-E.
0404 PCI имеет более скромные показатели, чем другие карты этого семейства, только небалансные входы и выходы, стерео.
1212M и 1616M имеют топовые конвертеры, фактически такие решения сложно найти у других производителей, разве что у ProTools HD или сопоставимых. Входы и выходы балансные до +20 dbu. 1616M имеет больше входов и предусилители, конвертеры находятся во внешнем блоке, остальные карты требуют дополнительные преампы.

3. ESI Maya 44(e)
Внутренняя карта «всё в одном», нормальные драйвера, встроенные предусилители с цифровым управлением. Недостатками является невысокий импеданс 330 кОм и уровень входа, PCI-версия Maya 44 не имеет инструментального входа.

4. Infrasonic Quartet
Фактически некий улучшенный аналог Maya 44, используется качественный кодек ak4620b, что выводит по качеству на уровень ESI Juli@, есть возможность балансного подключения. Зато ещё более низкий импеданс 150 кОм и максимальный входной уровень Hi-Z. Некоторые переходят к использованию внешних преампов, что дискредитируют саму идею.

5. M-Audio, семейство Delta и Audiophile 192.
Audiophile 192 является почти полным аналогом Juli@, разница по сути только в уровнях входов и выходах, уровень +14.2 dbu, т.е. в два раза ниже чем балансные выходы Juli@, что делает карту неподходящим вариантом для реампинга.
Семейство дельта это, как правило, карты только с линейным и входами, кроме 1010LT у которой есть входы на XLR-разъёмах с фиксированным гейном в 30 Дб.
У всех, кроме топовой 1010 с +20 dbu, уровни около +14 dbu. Конвертеры немного старые, но это не мешает картам быть вполне работоспособными.

6. Другие (RME, Lynx итп).

Одна из возможных схем коммутации аудиоинтерфейса с компьютером, мониторами и музыкальными инструментами.

схема коммутации аудиоинтерфейса с компьютером, мониторами и музыкальными инструментами

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip