Музыкальный строй

muz stroi main

Музыкальным строем называется соотношение высоты звуков музыкальной системы. Весь звукоряд для настройки музыкальных инструментов строится от ноты «ля» первой октавы (частота 440 Hz).
Натуральный музыкальный строй - это основные ступени звукоряда, высота которых точно отрегулирована. Ориентиром является звук «ля» первой октавы. Натуральный строй состоит из двух полутонов и пяти целых тонов.

Темперированный музыкальный строй – это деление октавы на двенадцать равных частей – полутонов. Он отличается от натурального звукоряда (строя) тем, что все полутоны октавы в нем равны.
Так как октава разделена на 12 равных полутонов, то полутон является самым узким расстоянием между звуками музыкальной системы. А расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном.

Расстояния между основными ступенями неодинаковы и располагаются следующим образом:

muz stroi 1

Целые тоны, которые образуются между основными ступенями, разделены на полутоны. Звуки, которые делят их на полутоны, извлекаются на фортепиано на черных клавишах. Таким образом, октава состоит из двенадцати звуков, расположенных на равном расстоянии друг от друга, но из них только семь звуков являются основными для звукоряда.

Каждая основная ступень звукоряда может быть повышена или понижена. Звуки, соответствующие повышенным и пониженным ступеням, считаются производными ступенями. Поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней.

Повышение основных ступеней на полтона обозначается словом ДИЕЗ diez.
Понижение основных ступеней на полтона обозначается словом БЕМОЛЬ bemol.
Повышение на два полутона - словами ДУБЛЬ-ДИЕЗ d diez.
Понижение на два полутона - словами ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ d bemol.
Отменяет повышение или понижение ступеней знак бекар bekar.
Такое повышение и понижение основных ступеней называется альтерацией, что означает изменение высоты звука.


muz stroi 2

Знаки альтерации бывают двух видов:
1. Ключевые
2. Случайные

Ключевые знаки в в диезных тональностях:
1. Фа- диез
2. До- диез
3. Соль- диез
4. Ре-диез
5. Ля- диез
6. Ми- диез
7. Си -диез

Ключевые знаки в бемольных тональностях:
1. Си- бемоль
2. Ми- бемоль
3. Ля- бемоль
4. Ре -бемоль
5. Соль- бемоль
6. До- бемоль
7. Фа- бемоль
Случайные знаки сохраняют свое действие на протяжении одного такта.

Энгармонизм звуков

Уже было сказано, что все полутоны октавы в темперированном строе равны. Поэтому один и тот же звук может быть производным от повышения основной ступени, находящейся полутоном ниже его, или производным от понижения основной ступени, находящейся полутоном выше его, например фа-диез и соль-бемоль - это одна и та же клавиша фортепиано.
Высотное равенство ступеней, различных по названию и обозначению, называется энгармонизмом звуков. Энгармонизм – равенство по звучанию звуков, интервалов, тональностей и аккордов. Звуки одинаковые по звучанию, но разные по названию, называются энгармонически равными. Каждый звук имеет две замены, исключение ля –бемоль = соль-диез.
Производная ступень может оказаться также и на одной высоте с основной ступенью, например си-диез и до или фа-бемоль и ми. При двойном повышении или двойном понижении наблюдается такое же явление, например фа-дубль-диез и соль; ми-дубль-диез и фа-диез; ми-дубль-бемоль и ре; до-дубль-бемоль и си-бемоль и т. д.

Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны

Выше были даны определения полутона и целого тона. Теперь следует установить разницу между диатоническими и хроматическими полутонами и целыми тонами.
ДИАТОНИЧЕСКИМ называется полутон, образующийся между двумя соседними основными ступенями звукоряда. Среди основных звуков имеется две таких пары: ми - фа и си - до. Кроме указанных полутонов, диатонические полутоны могут образовываться между основной ступенью и соседней производной ступенью повышенной или пониженной или между двумя производными ступенями.

muz stroi 3
ХРОМАТИЧЕСКИМ называется полутон, образующийся:
1. Между основной ступенью и ее повышением или понижением и наоборот. Например:

muz stroi 4
2. Между повышенной ступенью и ее двойным повышением, пониженной ступенью и ее двойным понижением и наоборот. Например:

muz stroi 5
ДИАТОНИЧЕСКИМИ называются целые тоны, образующиеся между двумя соседними ступенями. Среди основных ступеней имеется пять таких пар: до- ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля- си.
ХРОМАТИЧЕСКИМИ называются целые тоны, образующиеся:
1. Между основной ступенью и ее двойным повышением или понижением;
2. Между двумя производными ступенями от одной основной ступени;
3. Между ступенями, расположенными через одну ступень:

Обозначение звуков по буквенной системе

Кроме слоговых названий звуков, в музыкальной практике широко употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанный на латинском алфавите. Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:
1. Слоговая до, ре, ми, фа, соль, ля, си
2. Буквенная C, D, E, F, G, A, H
В средних веках, когда формировалась эта система буквенного обозначения, звукоряд начинался со звука ля, а звук си-бемоль был основной ступенью. Позднее звук си-бемоль был заменен звуком си. Таким образом, звукоряд первоначально выглядел следующим образом: А, В, С, D, Е, F, G (ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль). Этим объясняется "нелогичное" присутствие в обозначениях буквы "Н".

Для обозначения производных ступеней к буквам прибавляются слоги: is - диез; isis - дубль-диез; es - бемоль; eses - дубль-бемоль. Например: cis - до-диез, fisis - фа-дубль-диез, des - ре-бемоль, geses - соль-дубль-бемоль.

Исключение составляет производная ступень си-бемоль, за которой сохранилось традиционное обозначение буквой В, b. При гласных а и е в слоге es буква е, для удобства произношения, отбрасывается; получается: ми-бемоль не ees, a es; ля-бемоль не aes, a as. Для обозначения октав к буквам добавляются цифры или черточки. Звуки большой и малой октавы обозначаются соответственно прописными и строчными буквами (большими и малыми).

Например, ля большой октавы - А, соль малой октавы - g. Звуки от первой октавы до пятой обозначаются строчными буквами с прибавлением цифр, соответствующих названию октав, или такого же количества черточек сверху.

Например:
І октава –c1 d1 e1 f1 g1 a1 h1
ІІ октава – c2 d2 e1 f2 g2 a2 h2
ІІІ октава – c3 d3 e3 f3 g3 a3 h3
Малая - c d e f g a h
Большая – C D E F G A H
Контроктава – C1 D1 E1 F1 G1 A1 H1

Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются, прописными буквами с добавлением к ним цифр или черточек снизу.

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip