Способы применения цифрового дилэя

deja-vu

Среди всех эффектов гитариста самыми важными являются дисторшн и дилэй. И при снятии звука непосредственно с усилителя, независимо от того чистый ли он или искаженный и мутный, цифровой дилэй очень полезен. Дилэй D?j? vu от Seymour Duncan представляет собой пример педали дилэя, которая позволяет управлять модуляцией, и поэтому вдобавок к стандартным эффектам задержки, с ее помощью можно добиться получения таких эффектов, как флэнжер и хорус.

Многие гитаристы считают дилэй эффектом, дающим звук эха. Это правда, но только до тех пор, пока они не узнают, что под силу дилэю на самом деле.

Многофункциональный цифровой дилэй, в котором реализованы точные регулировки, комплексная цепь модуляции и понятное в использовании управление, способен производить целый диапазон звуков, включая флэнжер и хорус, эффекты даблинга, слэпбэк и дискретные повторения, которые могут синхронизироваться с темпом.

D?j? vu от Seymour Duncan является примером дилэя, оснащенного расширенными возможностями управления модуляцией, однако в других педалях, включая Empress Superdelay или Diamond Memory Lane 2, управление подобно типа также имеется в наличии.

Некоторые находчивые гитаристы применяют в своей цепи несколько дилэев и устанавливают за каждым из них свои функции, даже если все эти педали характеризуются одинаковыми параметрами.

Дилэй - это именно тот эффект, работа которого особенно эффективна, когда он соединен сам с собой. Сейчас мы рассмотрим, для каких целей гитаристы могут использовать цифровой дилэй.

Основные операции с цифровым дилэем

Многие люди точно знают или имеют представление о принципе работы дилэя: он делает точную копию исходного сигнала в реальном времени, воспроизводит её с задержкой, после чего смешивает сигналы между собой.

Традиционными регулировками для дилэя являются Delay Time (время задержки), т. е. время в миллисекундах, которое означает, насколько позже после оригинального сигнала будет воспроизводиться сигнал записанный; Effect Level (уровень эффекта), т. е. громкость повторяемого сигнала сравнительно с оригинальным; Feedback (обратная связь), т. е. количество повторений, которое может меняться в диапазоне от одного до бесконечности.

Практически все дилэи оснащены двумя раздельными выходами, которые делают возможным раздельное коммутирование обработанного и сухого сигналов в разные места. Безусловно, можно снимать смешанный сигнал с одного выхода, что наиболее часто и делает большая часть гитаристов, и просто подключаться к входу усилителя.

Однако также можно применять коммутирование разных выходов к разным местам и устройствам, к примеру, к разным каналам стереоусилителя, или к разным входам микшера, или даже к разным усилителям для получения настоящего стереосигнала.

Использование большого времени задержки может привести к достижению эффекта «переобработанного» звука, к примеру, для заполнения медленных нот соло-партии в балладе или получения популярного «каскадного» звука, как у Нуно Беттенкурта в «Flight of the Wounded Bumble Bee», Ван Халена в «Cathedral» и Альберта Ли в «Country Boy» или в его соло в «Luxury Liner» Эммлоу Харриса.

Используя очень большое время задержки (от нескольких секунд), вы можете сделать из своего дилэя живой рекордер посредством накладывания и зацикливания играемых пассажей друг на друга.

Приборы наподобие DigiTech JamMan, Line 6 DL4, Boss Loop Station или, иными словами, так называемые луп-рекордеры, представляют собой устройства циклической записи, которые на самом деле являются просто несколькими соединенным в одном корпусе цифровыми дилэями, позволяющими накладывать и зацикливать звук.

Мы поговорили о различных возможностях дилэя, теперь давайте приступим к рассмотрению примеров управляющих значений, с помощью которых вы можете получить разнообразные эффекты, которые реализованы в вашем дилэе.

Время задержки, эффекты

Время задержки является основным фактором, обусловливающим то, какой эффект вы желаете получить, независимо от того, модуляционный это тип или более атмосферный.

На рисунке 1 изображен график различных эффектов, который зависит от времени задержки в миллисекундах и модуляции. Большая часть дилэев хай-энд класса оснащена функцией модуляции, которая является вариацией осциллятора низкой частоты (LFO — Low Frequency Oscillator). LFO отвечает за уменьшение или увеличение времени задержки в зависимости от осцилляции этой же низкой частоты.

Управляя модуляцией, вы можете получить звук флэнжера или хоруса, что определяется начальными настройками дилэя и количеством фидбэка. Поставьте ручку модуляции в ноль, если хотите сделать задержанный сигнал точно таким же, как входной.

image

Рис. 1. Тип эффекта в зависимости от времени задержки и модуляции

В некоторых приборах не реализована возможность регулировки модуляции, в этом случае у вас вряд ли получиться добиться глубокого звука флэнжера и хоруса. Однако едва заметного эффекта, приближающегося к настоящему хорусу, порой бывает достаточно для придания звуку небольшого «движения».

Регулировка обратной связи (feedback) или так называемая регенерация обусловливает сколько раз выходной, уже обработанный сигнал будет направляться обратно на вход процессора.

Поставленный на ноль фидбэк означает, что будет осуществляться только один повтор, что довольно хорошо для создания лупов, но не очень полезно при создании пространственного звучания или таких себе «завихренных» звуковых текстур.

При выставлении фидбэка на максимум число повторов будет бесконечным, то есть будет иметь место бесконечная обратная связь. Около 5 или 6 повторов достаточно для создания слэпбэка, эффекта, востребованного в рокабилли-вокале, если каждый следующий повтор будет более тихим, то это позволит эмулировать эффект натурального эхо.

Уровень эффекта (Effect Level) демонстрирует, каковой будет громкость обработанного сигнала по отношению к сухому. Нулевое значение ручки уровня означает, что не будет слышен ни один эффект (проходить будет исключительно сухой, необработанный сигнал).

Выставив уровень эффекта на максимум, вы сравните по громкости обработанный и оригинальный сигнал. Поэтому, сделав следующие три шага: 1) выставив большую задержку (200 мс и более); 2) определив Effect Level на 100%; 3) поставив фидбэк и модуляцию на нулевую отметку, вы сможете услышать две тождественные ноты или аккорды с задержкой.

Этот элемент является основоположным в «каскадном» звуке, который также неплохо смотрится в ритмических повторениях, синхронизированных с темпом произведения.

Настройки

На рисунке 2 продемонстрированы примерные настройки педали дилэя, необходимые для получения каких-либо эффектов, в основе которых лежит задержка. Точные настройки определяются каждым конкретным музыкальным случаем и вашими предпочтениями. Вообще же, целесообразней в первую очередь устанавливать время задержки, потом уровень и лишь после этого приступать к настройкам фидбэка и модуляции.

image

Рис. 2. Настройки педали дилэя для получения различных эффектов

Заключение

Незначительное время задержки для дилэя можно отнести к серии «установил и забыл». Таким образом вы устанавливаете настройки в соответствии со звучанием самого дилэя и не учитываете специфику его взаимодействия с остальной музыкой. Иными словами одни и те же настройки хороши и для быстрых, и для медленных темпов, независимо от того, 16-е ли или целые ноты.

Однако при уходе времени задержки за слэпбэк, т. е. 200+ мс, вам нужно будет позаботиться о вписывании дилэя в определенный темп и ваши ритмические рисунки. В этом случае требуются определенные математические действия, но именно тут можно от души повеселиться.

 

по материалам: master-skills.ru

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip