Синтезатор Rob Papen LinPlug Albino 3 - воплощенная мечта саунд-дизайнера

В этой статье я расскажу о замечательном виртуальном синтезаторе Rob Papen LinPlug Albino 3, который не имеет никаких аппаратных аналогов.

Виртуальный синтезатор Rob Papen LinPlug Albino 3 является совместным детищем компании LinPlug Virtual Instruments GmbH и саунд-дизайнера Роба Папена (Rob Papen). Роб известен по своим коммерческим библиотекам пресетов для аппаратных синтезаторов Ensoniq, E-mu, Alesis, Acces и др. История компании LinPlug начинается с 1985 года, когда основатель компании Питер Линсенер (Peter Linsener) разработал MIDI-секвенсор для компьютера Sinclair ZX Spectrum. Несколько лет Питер сотрудничал с компаниями, работающими в области компьютерной музыки. В 1999 году он разработал первый виртуальный синтезатор. Сегодня Питер является генеральным директором компании, отвечает за концепцию разрабатываемых инструментов. Кроме него в LinPlug работает еще несколько человек (программисты для платформ Windows и Mac, технический писатель, администратор).

В 2002 году Роб заразил Питера идеей создания уникального синтезатора - мечты саунд-дизайнеров. Спустя несколько месяцев появилась первая версия Albino. Синтезатор получился очень хорошим и завоевал множество наград. На сегодняшний день актуальной является третья версия Albino. Выпускается Albino в трех вариантах: VST для платформы Windows, AU и RTAS для платформы Mac.

Панель Albino 3 представлена на рис. 1.


Рис. 1. Панель Albino 3

Пресеты Albino имеют следующую логическую структуру. Каждый пресет может состоять из нескольких (от 1 до 4) тембров - так называемых слоев. Каждому слою (слой - layer) соответствует свой собственный набор параметров синтеза. Слои независимо друг от друга распределяются по MIDI-клавиатуре и по значениям Velocity. Для слоев можно задать громкость, панораму. Слои можно транспонировать. Независимо для каждого из слоев можно задавать параметры следующих модулей синтезатора:

  • две пары осцилляторов (OSC 1-4) заданных типов: Analog - эмуляция аналогового осциллятора с расчетом волновой формы в реальном времени, Digital - осциллятор на основе волновых таблиц, Noise - генератор шума, Audio Input - звуковые данные с аудиотрека приложения-хоста;
  • два фильтра FILTER 1-2, типы которых можно переключать (всего четыре типа), у каждого типа несколько режимов работы;
  • восемь генераторов огибающих ENV, для каждого из которых задается свой тип (два типа);
  • четыре генератора периодического сигнала низкой частоты (QUAD LFO);
  • матрица модуляции (MOD MATRIX) - таблица, устанавливающая соответствие между различными источниками модулирующих сигналов (генераторы огибающих ENV, генераторы LFO, MIDI-контроллеры и др.) и модулируемыми параметрами синтеза (высота тона, частота среза фильтра, частота LFO и др.);
  • арпеджиатор (ARPEGGIATOR) с 32-шаговым ритмическим секвенсором;
  • четыре процессора эффектов, для каждого из которых можно выбрать один из двенадцати эффектов.

Загрузка и сохранение пресетов, исполнительские параметры синтезатора, работа со слоями

В комплекте с Albino идет огромное количество пресетов, созданных Робом Папеном. Научимся их выбирать. В левой части секции MASTER (рис. 2) расположено поле операций над пресетами. Сверху отображается название текущего банка пресетов (в моем примере Diverse Layered), ниже название текущего пресета (в моем примере BrassRimba). Если щелкнуть на названии текущего банка, откроется список доступных банков. С помощью этого списка текущий банк можно сменить. Аналогично, если щелкнуть на названии текущего пресета, откроется список пресетов текущего банка. Однако из-за того, что пресетов очень много, их проще перебирать с помощью кнопок , чем выбирать из списка. Но еще удобнее перебирать пресеты средствами приложения-хоста (например, Steinberg Cubase). Индикатор layer показывает тип текущего пресета: L - многослойный, S - однослойный. С помощью кнопки L пресет можно загрузить из заданного файла. Сохранить текущий пресет в заданном файле можно с помощью кнопки S.

В Интернет можно найти множество дополнительных пресетов для Albino. Чтобы грамотно их "подключить", следует разыскать папку Albino3Banks, в которой хранятся основные пресеты Albino. При использовании VST-версии Albino по умолчанию эта папка вложена в Vstplugins\Rob Papen\Albino3Banks. Путь к папке Vstplugins по умолчанию, в свою очередь, зависит от того, какой VST-хост используется. Пример полного пути для Cubase SX 3: C:\Program Files\Steinberg\Cubase SX 3\Vstplugins\Rob Papen\Albino3Banks. В папку Albino3Banks вложены другие папки, названия которых соответствуют названиям банков. И уже в этих папках располагаются сами пресеты - файлы с расширением FXP. Таким образом, чтобы пополнить коллекцию пресетов Albino, вы должны разыскать папку Albino3Banks и скопировать туда новые папки с новыми пресетами.

Вернемся к рассмотрению секции MASTER (рис. 2). Параметром precision задается точность расчетов при синтезе звука. Если установить значение precision менее 100, то на разных этапах синтеза звуков будут вноситься погрешности. Звучание Albino будет напоминать звучание раритетных аналоговых синтезаторов.


Рис. 2. Секция MASTER

Кнопкой ECS включается функция, которая называется "MIDI Learn". Допустим, вы хотите сопоставить какой-то параметр синтеза (регулятор на панели Albino) с определенным MIDI-контроллером. Щелкаете мышью на кнопке ECS, она "загорается". После этого щелкаете на нужном регуляторе и задействуете нужный MIDI-контроллер (например, чуть поворачиваете соответствующую ручку на MIDI-клавиатуре или на специализированном MIDI-устройстве управления). В результате нужный параметр синтеза будет управляться заданным MIDI-контроллером. Повторным щелчком на кнопке ECS режим MIDI Learn отключается. Щелчком на надписи ECS открывается меню команд, относящихся к данному режиму:

  • Off - выключить режим MIDI Learn;
  • Learn - включить режим MIDI Learn;
  • Clear - "забыть" последний назначенный MIDI-контроллер;
  • Clear All - "забыть" все назначенные MIDI-контроллеры;
  • Load - загрузить таблицу назначений MIDI-контроллеров из файла;
  • Save - сохранить таблицу назначений MIDI-контроллеров в файле.

Кнопкой CHORD включается режим аккорда. В режиме аккорда нажатием одной MIDI-клавиши играется целый аккорд. Чтобы записать в память синтезатора нужный аккорд, его следует взять на MIDI-клавиатуре и, не отпуская MIDI-клавиш, включить кнопку CHORD. Щелчком на надписи ECS открывается меню команд, относящихся к режиму аккорда:

  • Off - выключить режим аккорда;
  • Learn - режим записи аккорда в память синтезатора;
  • Play - включить режим аккорда.

При нажатии кнопки GEN параметры синтеза текущего слоя устанавливаются случайным образом. Можно получить интересные тембры. Однако при этом не изменяется конфигурация синтезатора: например, если в текущем пресете задействованы два осциллятора типа Digital, то после нажатия кнопки GEN будут использоваться эти же осцилляторы (правда, с другими настройками).

Группа элементов управления glide относится к режиму портаменто. Регулятором Time задается время портаменто. В поле, расположенном слева от этого регулятора, задается характер портаменто:

  • Off - режим портаменто выключен;
  • Held - режим портаменто будет работать только при игре легато;
  • On - режим портаменто включен;
  • Bend - при воспроизведении каждой ноты будет производиться плавное смещение высоты тона.

В числовом поле, расположенном слева от надписи Time, задается диапазон перестройки высоты тона в режиме Bend. Кнопками - и + или непосредственно мышью его можно изменять в пределах от - 48 до 48 полутонов. Допустим, вы включили режим Bend и установили значение 12. Если нажать клавишу до второй октавы, фактически начнет воспроизводиться нота до третьей октавы (т. е. на 12 полутонов выше, чем надо). Однако высота тона будет понижаться и за время, заданное регулятором Time, она понизится до ноты до второй октавы. При большом значении Bend и при маленьком значении Time можно получить эффекты, подобные выстрелам бластера в фантастических фильмах.

В поле voices задается полифония: mono - монофонический режим синтезатора; 2, … , 12 - от 2 до 12 голосов, oo - максимальная полифония - 32 голоса.

Кнопкой single trigger включается специальный режим для игры легато (работает только в монофоническом режиме). При игре легато синтезатор не будет перезапускать LFO и генераторы огибающих для каждой отдельной ноты. Вся последовательность нот будет звучать как единое целое.

Регулятором vol задается общая громкость звучания Albino.

В нижней части панели синтезатора имеется надпись layer. Щелчком на этой надписи открывается/скрывается секция слоев (рис. 3), которая представляет собой своеобразную таблицу. Строки этой таблицы соответствуют четырем слоям.

Все параметры синтеза, отображаемые над секцией слоев, относятся к текущему слою. С помощью кнопок осуществляется выбор текущего слоя. Переключателями включаются/выключаются соответствующие слои. Выключенные слои "не звучат". С помощью кнопок 1, 2, 3, 4 можно послушать звучание соответствующего слоя.

Можно создать слои "с нуля", т. е. включить нужный слой и отредактировать для него параметры синтеза. А можно загружать "готовые" слои из файлов (однослойных пресетов). Окно загрузки файлов-пресетов открывается с помощью кнопок L. Кнопками < и > можно перебирать пресеты в пределах того каталога, из которого был загружен текущий пресет. В поле location будет отображаться название текущего каталога, а в поле layer name - название текущего пресета. С помощью кнопки S соответствующий слой можно сохранить в виде пресета.

Индивидуально для каждого из слоев можно редактировать громкость (vol), панораму (pan), смещение высоты тона в полутонах (note offset), диапазон клавиш MIDI-клавиатуры (key-range) и диапазон значений Velocity (vel-range). Переключателями группы filter задается то, какие типы MIDI-сообщений будут передаваться слою, а какие не будут: PW - MIDI-контроллер колеса смещения тона, MW - MIDI-контроллер колеса модуляции, AT - сила давления на MIDI-клавиши, SP - педаль сустейна.


Рис. 3. Секция слоев

Сколько тысяч пресетов не перепробуешь, всегда хочется "накрутить" что-нибудь свое. Можно взять за основу какой-либо фирменный пресет и немного его модифицировать. Чтобы делать это осмысленно, нужно иметь более детальное представление об архитектуре и интерфейсе синтезатора.

Напомню, все параметры синтеза относятся только к текущему слою, который выбирается кнопками в секции слоев.

Осцилляторы, фильтры, эффекты

На рис. 4 показана секция осцилляторов. Четыре осциллятора разбиты на пары: 1 и 2, 3 и 4. В каждой паре осцилляторы могут взаимодействовать друг с другом (модулировать частоту, амплитуду и др.). С помощью кнопок 1, 3, 2, 4 переключаются режимы отображения: отображать параметры осцилляторов 1 и 2 или осцилляторов 3 и 4. Кнопками включаются/выключаются соответствующие осцилляторы. Справа от названия каждого из осцилляторов (OSC 1, OSC 2 и т. д.) расположено поле для выбора типа осциллятора. У осцилляторов разных типов имеются разные наборы параметров. Для цифрового осциллятора Digital (рис. 4, а) можно задать две базовые волновые формы (wave) и смещение высоты тона в октавах (range) для каждой из них. Итоговая волновая форма осциллятора получается путем смешения базовых волновых форм. Под изображением итоговой волновой формы расположен горизонтальный движок, с помощью которого задается пропорция смешения базовых волновых форм.

В этой статье я расскажу о замечательном виртуальном синтезаторе Rob Papen LinPlug Albino 3, который не имеет никаких аппаратных аналогов.

Виртуальный синтезатор Rob Papen LinPlug Albino 3 является совместным детищем компании LinPlug Virtual Instruments GmbH и саунд-дизайнера Роба Папена (Rob Papen). Роб известен по своим коммерческим библиотекам пресетов для аппаратных синтезаторов Ensoniq, E-mu, Alesis, Acces и др. История компании LinPlug начинается с 1985 года, когда основатель компании Питер Линсенер (Peter Linsener) разработал MIDI-секвенсор для компьютера Sinclair ZX Spectrum. Несколько лет Питер сотрудничал с компаниями, работающими в области компьютерной музыки. В 1999 году он разработал первый виртуальный синтезатор. Сегодня Питер является генеральным директором компании, отвечает за концепцию разрабатываемых инструментов. Кроме него в LinPlug работает еще несколько человек (программисты для платформ Windows и Mac, технический писатель, администратор).

В 2002 году Роб заразил Питера идеей создания уникального синтезатора - мечты саунд-дизайнеров. Спустя несколько месяцев появилась первая версия Albino. Синтезатор получился очень хорошим и завоевал множество наград. На сегодняшний день актуальной является третья версия Albino. Выпускается Albino в трех вариантах: VST для платформы Windows, AU и RTAS для платформы Mac.

Панель Albino 3 представлена на рис. 1.


Рис. 1. Панель Albino 3

Пресеты Albino имеют следующую логическую структуру. Каждый пресет может состоять из нескольких (от 1 до 4) тембров - так называемых слоев. Каждому слою (слой - layer) соответствует свой собственный набор параметров синтеза. Слои независимо друг от друга распределяются по MIDI-клавиатуре и по значениям Velocity. Для слоев можно задать громкость, панораму. Слои можно транспонировать. Независимо для каждого из слоев можно задавать параметры следующих модулей синтезатора:

  • две пары осцилляторов (OSC 1-4) заданных типов: Analog - эмуляция аналогового осциллятора с расчетом волновой формы в реальном времени, Digital - осциллятор на основе волновых таблиц, Noise - генератор шума, Audio Input - звуковые данные с аудиотрека приложения-хоста;
  • два фильтра FILTER 1-2, типы которых можно переключать (всего четыре типа), у каждого типа несколько режимов работы;
  • восемь генераторов огибающих ENV, для каждого из которых задается свой тип (два типа);
  • четыре генератора периодического сигнала низкой частоты (QUAD LFO);
  • матрица модуляции (MOD MATRIX) - таблица, устанавливающая соответствие между различными источниками модулирующих сигналов (генераторы огибающих ENV, генераторы LFO, MIDI-контроллеры и др.) и модулируемыми параметрами синтеза (высота тона, частота среза фильтра, частота LFO и др.);
  • арпеджиатор (ARPEGGIATOR) с 32-шаговым ритмическим секвенсором;
  • четыре процессора эффектов, для каждого из которых можно выбрать один из двенадцати эффектов.

Загрузка и сохранение пресетов, исполнительские параметры синтезатора, работа со слоями

В комплекте с Albino идет огромное количество пресетов, созданных Робом Папеном. Научимся их выбирать. В левой части секции MASTER (рис. 2) расположено поле операций над пресетами. Сверху отображается название текущего банка пресетов (в моем примере Diverse Layered), ниже название текущего пресета (в моем примере BrassRimba). Если щелкнуть на названии текущего банка, откроется список доступных банков. С помощью этого списка текущий банк можно сменить. Аналогично, если щелкнуть на названии текущего пресета, откроется список пресетов текущего банка. Однако из-за того, что пресетов очень много, их проще перебирать с помощью кнопок , чем выбирать из списка. Но еще удобнее перебирать пресеты средствами приложения-хоста (например, Steinberg Cubase). Индикатор layer показывает тип текущего пресета: L - многослойный, S - однослойный. С помощью кнопки L пресет можно загрузить из заданного файла. Сохранить текущий пресет в заданном файле можно с помощью кнопки S.

В Интернет можно найти множество дополнительных пресетов для Albino. Чтобы грамотно их "подключить", следует разыскать папку Albino3Banks, в которой хранятся основные пресеты Albino. При использовании VST-версии Albino по умолчанию эта папка вложена в Vstplugins\Rob Papen\Albino3Banks. Путь к папке Vstplugins по умолчанию, в свою очередь, зависит от того, какой VST-хост используется. Пример полного пути для Cubase SX 3: C:\Program Files\Steinberg\Cubase SX 3\Vstplugins\Rob Papen\Albino3Banks. В папку Albino3Banks вложены другие папки, названия которых соответствуют названиям банков. И уже в этих папках располагаются сами пресеты - файлы с расширением FXP. Таким образом, чтобы пополнить коллекцию пресетов Albino, вы должны разыскать папку Albino3Banks и скопировать туда новые папки с новыми пресетами.

Вернемся к рассмотрению секции MASTER (рис. 2). Параметром precision задается точность расчетов при синтезе звука. Если установить значение precision менее 100, то на разных этапах синтеза звуков будут вноситься погрешности. Звучание Albino будет напоминать звучание раритетных аналоговых синтезаторов.


Рис. 2. Секция MASTER

Кнопкой ECS включается функция, которая называется "MIDI Learn". Допустим, вы хотите сопоставить какой-то параметр синтеза (регулятор на панели Albino) с определенным MIDI-контроллером. Щелкаете мышью на кнопке ECS, она "загорается". После этого щелкаете на нужном регуляторе и задействуете нужный MIDI-контроллер (например, чуть поворачиваете соответствующую ручку на MIDI-клавиатуре или на специализированном MIDI-устройстве управления). В результате нужный параметр синтеза будет управляться заданным MIDI-контроллером. Повторным щелчком на кнопке ECS режим MIDI Learn отключается. Щелчком на надписи ECS открывается меню команд, относящихся к данному режиму:

  • Off - выключить режим MIDI Learn;
  • Learn - включить режим MIDI Learn;
  • Clear - "забыть" последний назначенный MIDI-контроллер;
  • Clear All - "забыть" все назначенные MIDI-контроллеры;
  • Load - загрузить таблицу назначений MIDI-контроллеров из файла;
  • Save - сохранить таблицу назначений MIDI-контроллеров в файле.

Кнопкой CHORD включается режим аккорда. В режиме аккорда нажатием одной MIDI-клавиши играется целый аккорд. Чтобы записать в память синтезатора нужный аккорд, его следует взять на MIDI-клавиатуре и, не отпуская MIDI-клавиш, включить кнопку CHORD. Щелчком на надписи ECS открывается меню команд, относящихся к режиму аккорда:

  • Off - выключить режим аккорда;
  • Learn - режим записи аккорда в память синтезатора;
  • Play - включить режим аккорда.

При нажатии кнопки GEN параметры синтеза текущего слоя устанавливаются случайным образом. Можно получить интересные тембры. Однако при этом не изменяется конфигурация синтезатора: например, если в текущем пресете задействованы два осциллятора типа Digital, то после нажатия кнопки GEN будут использоваться эти же осцилляторы (правда, с другими настройками).

Группа элементов управления glide относится к режиму портаменто. Регулятором Time задается время портаменто. В поле, расположенном слева от этого регулятора, задается характер портаменто:

  • Off - режим портаменто выключен;
  • Held - режим портаменто будет работать только при игре легато;
  • On - режим портаменто включен;
  • Bend - при воспроизведении каждой ноты будет производиться плавное смещение высоты тона.

В числовом поле, расположенном слева от надписи Time, задается диапазон перестройки высоты тона в режиме Bend. Кнопками - и + или непосредственно мышью его можно изменять в пределах от - 48 до 48 полутонов. Допустим, вы включили режим Bend и установили значение 12. Если нажать клавишу до второй октавы, фактически начнет воспроизводиться нота до третьей октавы (т. е. на 12 полутонов выше, чем надо). Однако высота тона будет понижаться и за время, заданное регулятором Time, она понизится до ноты до второй октавы. При большом значении Bend и при маленьком значении Time можно получить эффекты, подобные выстрелам бластера в фантастических фильмах.

В поле voices задается полифония: mono - монофонический режим синтезатора; 2, … , 12 - от 2 до 12 голосов, oo - максимальная полифония - 32 голоса.

Кнопкой single trigger включается специальный режим для игры легато (работает только в монофоническом режиме). При игре легато синтезатор не будет перезапускать LFO и генераторы огибающих для каждой отдельной ноты. Вся последовательность нот будет звучать как единое целое.

Регулятором vol задается общая громкость звучания Albino.

В нижней части панели синтезатора имеется надпись layer. Щелчком на этой надписи открывается/скрывается секция слоев (рис. 3), которая представляет собой своеобразную таблицу. Строки этой таблицы соответствуют четырем слоям.

Все параметры синтеза, отображаемые над секцией слоев, относятся к текущему слою. С помощью кнопок осуществляется выбор текущего слоя. Переключателями включаются/выключаются соответствующие слои. Выключенные слои "не звучат". С помощью кнопок 1, 2, 3, 4 можно послушать звучание соответствующего слоя.

Можно создать слои "с нуля", т. е. включить нужный слой и отредактировать для него параметры синтеза. А можно загружать "готовые" слои из файлов (однослойных пресетов). Окно загрузки файлов-пресетов открывается с помощью кнопок L. Кнопками < и > можно перебирать пресеты в пределах того каталога, из которого был загружен текущий пресет. В поле location будет отображаться название текущего каталога, а в поле layer name - название текущего пресета. С помощью кнопки S соответствующий слой можно сохранить в виде пресета.

Индивидуально для каждого из слоев можно редактировать громкость (vol), панораму (pan), смещение высоты тона в полутонах (note offset), диапазон клавиш MIDI-клавиатуры (key-range) и диапазон значений Velocity (vel-range). Переключателями группы filter задается то, какие типы MIDI-сообщений будут передаваться слою, а какие не будут: PW - MIDI-контроллер колеса смещения тона, MW - MIDI-контроллер колеса модуляции, AT - сила давления на MIDI-клавиши, SP - педаль сустейна.


Рис. 3. Секция слоев

Сколько тысяч пресетов не перепробуешь, всегда хочется "накрутить" что-нибудь свое. Можно взять за основу какой-либо фирменный пресет и немного его модифицировать. Чтобы делать это осмысленно, нужно иметь более детальное представление об архитектуре и интерфейсе синтезатора.

Напомню, все параметры синтеза относятся только к текущему слою, который выбирается кнопками в секции слоев.

Осцилляторы, фильтры, эффекты

На рис. 4 показана секция осцилляторов. Четыре осциллятора разбиты на пары: 1 и 2, 3 и 4. В каждой паре осцилляторы могут взаимодействовать друг с другом (модулировать частоту, амплитуду и др.). С помощью кнопок 1, 3, 2, 4 переключаются режимы отображения: отображать параметры осцилляторов 1 и 2 или осцилляторов 3 и 4. Кнопками включаются/выключаются соответствующие осцилляторы. Справа от названия каждого из осцилляторов (OSC 1, OSC 2 и т. д.) расположено поле для выбора типа осциллятора. У осцилляторов разных типов имеются разные наборы параметров. Для цифрового осциллятора Digital (рис. 4, а) можно задать две базовые волновые формы (wave) и смещение высоты тона в октавах (range) для каждой из них. Итоговая волновая форма осциллятора получается путем смешения базовых волновых форм. Под изображением итоговой волновой формы расположен горизонтальный движок, с помощью которого задается пропорция смешения базовых волновых форм.

Страница 2

Кнопкой track включается/выключается режим зависимости высоты тона осциллятора от того, какая MIDI-клавиша нажата. Кнопкой free-run включается/выключается режим, в котором осциллятор не перезапускается при каждом нажатии MIDI-клавиши. В полях cent, semi и oct задается общее смещение высоты тона осциллятора в центах, полутонах и октавах соответственно.

Аналоговый осциллятор Analog (рис. 4, а) имеет следующие специфические параметры:

  • sync (только для осцилляторов 2 и 4) - включение/выключение режима синхронизации при котором осцилляторы 2 или 4 перезапускаются каждый раз, когда осцилляторы 1 или 3 начинают заново воспроизводить свою волновую форму;
  • sub osc - уровень сигнала генератора суббасовых частот (на октаву ниже тона осциллятора);
  • waveform - волновая форма;
  • symmetry - скважность волновой формы.

а б
Рис. 4. Секция осцилляторов

Осциллятор Audio Input (рис. 4, б) не генерирует никакого сигнала. Его единственное назначение - вводить внешний сигнал (от приложения хоста) в синтезатор. Человеческий голос или звучание других инструментов можно использовать для создания сложных синтезаторных эффектов. Регулятором gain задается степень усиления входного сигнала. Кнопкой auto-gain включается/выключается режим автоматической регулировки уровня входного сигнала.

Осциллятор Noise (рис. 4, б) является генератором шума. Его можно использовать для синтеза ударных, перкуссии и специальных эффектов. Регулятором waveform задается характер шума от white ("белый" шум с равномерным спектром) до brown ("коричневый" шум, у которого преобладают низкочастотные компоненты).

У каждого осциллятора имеется набор переключателей. С их помощью выбирается маршрут, по которому сигнал осциллятора будет передаваться другим блокам синтезатора:

  • F1 - направить сигнал осциллятора на вход фильтра FILTER 1;
  • F2 - направить сигнал осциллятора на вход фильтра FILTER 2;
  • F1+ F2 - направить сигнал осциллятора на входы обоих фильтров FILTER 1 и FILTER 2 (баланс уровней сигналов на входах фильтров задается регулятором 1 bal 2);
  • FM (только для осцилляторов 1 и 3) - модулировать частоту осциллятора 2 или 4;
  • AM (только для осцилляторов 1 и 3) - модулировать амплитуду сигнала осциллятора 2 или 4;
  • F1FM и F2FM (только для осцилляторов 2 и 4 соответственно) - модулировать частоту среза фильтра FILTER 1 или FILTER 2 (только для фильтров типа Cream).

Подобной опции, когда сигналом звуковой частоты можно модулировать частоту среза фильтра, я не встречал еще ни у одного другого синтезатора.

У каждого осциллятора имеется регулятор уровня генерируемого сигнала vol. У осцилляторов Digital и Analog имеется регулятор spread. С его помощью индивидуально для каждого осциллятора задается количество голосов унисона и степень их расстроенности. При увеличении количества голосов унисона общая полифония синтезатора не уменьшается. Аналогичной функции, когда унисон реализован на уровне осцилляторов, я также не встречал у других синтезаторов.

На рис. 5 показана секция фильтров. Кнопки предназначены для включения/выключения фильтров. Справа от названий фильтров расположены поля для выбора их типов. Фильтры разных типов реализованы посредством разных алгоритмов и имеют разное звучание. У каждого фильтра имеется регулятор sat - уровень перегрузки (эффект овердрайв). Над этим регулятором расположены кнопки переключения характера звучания перегрузки 1, 2, 3, 4.

У каждого типа фильтров имеется свой специфический набор параметров. Для фильтра типа Silk (рис. 5, а) в группе type доступны следующие режимы работы: LP12 - ФНЧ с наклоном характеристики 12 дБ на октаву, LP24 - ФНЧ 12 дБ на октаву, BP24 - ПФ 24 дБ на октаву, HP12 - ФВЧ 12 дБ на октаву.

У фильтра типа Cream (рис. 5, а) в поле mode задается наклон характеристики 12 или 24 (12 дБ или 24 дБ на октаву), а в поле type задается режим работы: LP - ФНЧ, HP - ФВЧ, BP - ПФ, N - режекторный фильтр.

У фильтра типа Scream (рис. 5, б) режим работы задается регулятором type. В дополнение к перечисленным ранее, имеется специфический режим работы FLAT. В этом режиме у фильтра имеется резонансный подъем характеристики, но не происходит подавления частотных компонентов сигнала.

Гребенчатый фильтр Comb (рис. 5, б), который представляет собой комбинацию из множества резонансных фильтров, имеет регулятор stereo. С помощью этого регулятора задается степень разброса частотных компонентов обработанного сигнала по стереопанораме.

Общие регуляторы для фильтров всех типов: cutoff - частота среза, res - добротность, track - степень влияния номера MIDI-клавиши на частоту среза, env - степень влияния генератора огибающей на частоту среза, vel - степень влияния параметра Velocity на частоту среза. В синтезаторе для каждого из двух фильтров предусмотрены отдельные генераторы огибающих. Над регуляторами env расположены кнопки переключения полярности сигналов генераторов огибающих.

а б
Рис. 5. Секция фильтров

Сигналы с выхода фильтров поступают на входы модуля AMP (рис. 6), который играет роль усилителя, своеобразного микшера и коммутатора. Регулятором 1 bal 2 задается баланс уровней сигналов первого и второго фильтров. Регуляторами f1 pan и f2 pan осуществляется стереопанорамирование сигналов с выходов первого и второго фильтров. Регулятором vel задается степень влияния параметра Velocity на общую громкость сигнала.


Рис. 6. Секция AMP

В правой части секции AMP расположены наборы переключателей, с помощью которых усиленные сигналы с фильтров можно направить по определенному маршруту:

  • F2 (только для FILTER 1) - направить сигнал с первого фильтра на вход второго;
  • FX1, FX2, FX3, FX4 - направить сигнал с фильтра на вход соответствующего процессора эффектов;
  • FX1+3 - направить сигнал с фильтра одновременно на входы процессоров эффектов 1 и 3.

Возможный вид секции эффектов показан на рис. 7. Слева от нее расположен набор кнопок. Кнопками 1, 2, 3, 4 в качестве текущего выбирается один из четырех процессоров эффектов. Именно его параметры будут отображаться в секции эффектов. Кнопками / осуществляется включение/выключение соответствующего процессора эффектов. В левой верхней части секции имеется поле выбора типов эффектов. В моем примере выбран эффект Chorus. Правее надписи route to расположено поле выбора маршрута обработанного эффектом сигнала. Обработанный сигнал можно направить на выход синтезатора (Out) или на вход следующего процессора эффектов (Fx 2, Fx3, Fx 4). В Albino 3 имеется 12 типов эффектов (хорус, реверберация, фейзер, флэнжер, вау-вау и др.) - вполне достаточно для обработки синтезаторного звука. Содержимое секции эффектов зависит от того, какой тип эффекта выбран в данный момент. Нет особого смысла перечислять параметры всех эффектов на страницах журнала.


Рис. 7. Секция эффектов

Генераторы огибающих, LFO, матрица модуляции, арпеджиатор

Возможный вид секции генераторов огибающих показан на рис. 8. Слева от нее расположен набор кнопок - селектор, с помощью которого выбирается тот генератор огибающей, параметры которого будут доступны для редактирования. В Albino имеются следующие генераторы огибающих: O1, O2, O3, O4 - генераторы для модуляции высоты тона осцилляторов; MOD - универсальный генератор, которым можно модулировать любой параметр синтеза (назначается с помощью матрицы модуляции); F1, F2 - генераторы для модуляции частоты среза первого и второго фильтров; A - генератор для модуляции амплитуды сигнала.

Справа от надписи ENV расположено поле выбора типа генератора огибающей: ADSFR (рис. 8, а) или 5 Stage (рис. 8, б).

Рассмотрим параметры генератора типа ADSFR: attack - длительность фазы атаки; decay - длительность фазы спада; sustain - уровень сигнала в конце фазы спада; fade - скорость понижения или повышения (при положительном значении параметра) уровня сигнала после завершения фазы спада; release - длительность фазы освобождения. Для фаз attack, decay, fade и release можно задать форму, согласно которой будет изменяться сигнал. Поля с качественным отображением формы сигнала расположены под соответствующими регуляторами. Для изменения формы сигнала следует захватить нужное поле мышью и "потянуть" его вверх или вниз. Кнопкой sync включается режим синхронизации генератора с темпом проекта.

Регуляторами pitch и vel из группы scaling соответственно задается степень влияния номера MIDI-клавиши и параметра Velocity на общую длительность генерируемой огибающей.

а
б
Рис. 8. Секция генераторов огибающих

Генератор типа 5 Stage (рис. 8, б) формирует пять фаз, на протяжении каждой из которых сигнал огибающей изменяется линейно. Каждой фазе соответствует пара регуляторов, пронумерованных от 1 до 5. Верхним регулятором задается длительность фазы, нижним - начальный уровень сигнала. Кнопкой loop включается режим циклического воспроизведения огибающей.

Под секцией фильтров расположена секция, вид которой сильно зависит от заданного режима отображения: L1, L2, L3, L4 - параметры четырех генераторов LFO, MX - матрица модуляции, AP - арпеджиатор. На рис. 9 показан вид секции в режиме отображения параметров LFO (QUAD LFO). Доступны следующие параметры LFO: wave - форма волны; delay - задержка перед возникновением колебаний; attack - время, в течение которого амплитуда колебаний плавно возрастает от 0 до максимального значения; decay - длительность фазы спада, когда колебания постепенно затухают (если установить значение oo, т. е. "бесконечность", то колебания не будут затухать); freq - частота колебаний, symmetry - скважность колебаний, phase - фаза колебаний. В режиме mono один и тот же экземпляр LFO будет использоваться для всех голосов синтезатора. Если режим mono выключен, то для каждой ноты будет запускаться свой собственный экземпляр генератора. От состояния кнопки ret зависит то, будет ли генератор перезапускаться для очередной ноты (режим ret включен), или не будет (режим ret выключен). В поле sync задается шаг синхронизации частоты LFO с темпом проекта. В положении Off синхронизация выключена.


Рис. 9. Параметры LFO

Возможный вид матрицы модуляции (MOD MATRIX) показан на рис. 10. Матрица модуляции представляет собой таблицу, которой устанавливается соответствие между различными источниками модулирующих сигналов (они задаются в левом столбце матрицы) и модулируемыми параметрами синтеза (они задаются в правом столбце матрицы). В среднем столбце матрицы задаются коэффициенты модуляции, (степень воздействия модулирующего сигнала на параметр синтеза). Среди источников модулирующих сигналов доступны как внутренние генераторы синтезатора, так и различные типы MIDI-сообщений. В моем примере строка LFO1 0:17 Main Pitch означает, что генератор LFO 1 будет модулировать общую высоту тона с глубиной 0 полутонов и 17 центов. Еще пример: Modulation Wheel 0.5618 Fil 1 Cutoff означает, что колесо модуляции будет модулировать частоту среза первого фильтра с коэффициентом 0,5618.


Рис. 10. Матрица модуляции

Матрица модуляции может вмещать в себя 16 строк на двух страницах. Страницы переключаются с помощью кнопок 1-8 и 9-16.

На рис. 11 показан апреджиатор (ARPEGGIATOR). Арпеджиатор Albino представляет собой пошаговый ритмический секвенсор. Количество шагов задается с помощью регулятора spt. Максимальное количество шагов - 32. На каждом шаге можно или задать значение параметра Velocity от 1 до 127 (по умолчанию 100), или выключить ноту (Off), или включить режим Tie, при котором соответствующий шаг секвенсора будет интерпретироваться как продолжение предыдущей ноты. Секвенсор всегда воспроизводит шаги последовательно: 1, 2, 3 и т. д. Высота воспроизводимых при этом нот зависит от того, какой аккорд взят на MIDI-клавиатуре и какой режим работы арпеджиатора установлен.


Рис. 11. Арпеджиатор

В поле mode задается режим работы арпеджиатора:

  • Off - арпеджиатор выключен;
  • Mod-Only - арпеджиатор не будет воспроизводить ноты, но его ритмический секвенсор может использоваться в качестве источника модулирующего сигнала (источник Arpeggiator в матрице модуляции);
  • Up - порядок следования нот в арпеджио: вверх;
  • Down - порядок следования нот в арпеджио: вниз;
  • Up/Down и Up/Down+ - порядок следования нот в арпеджио: вверх/вниз;
  • Down/Up и Down/Up+ - порядок следования нот в арпеджио: вниз/вверх;
  • Random - случайный порядок следования нот в арпеджио;
  • Chord - в этом режиме арпеджиатор не разбивает аккорд на последовательность отдельных нот, а играет последовательность аккордов согласно запрограммированному в секвенсоре ритму;
  • AsPlayed - порядок следования нот в арпеджио соответствует тому порядку, в котором ноты были "взяты" в составе аккорда.

Символ "+" в названии режима работы арпеджиатора означает, что самые низкие и самые высокие ноты будут воспроизводиться по два раза.

В поле clk задается музыкальная длительность шагов секвенсора. Она одинакова для всех шагов. Регулятором len можно изменять длительность нот. Она также одинакова для всех шагов.

Регулятором swi настраивается смещение шагов секвенсора относительно равных отрезков времени. В результате запрограммированная последовательность ритма приобретает свинговое звучание.

Как я говорил, значения параметра Velocity программируются для каждого шага ритмического секвенсора. Однако арпеджиатор может также "принимать во внимание" значения Velocity из полученных MIDI-сообщений. Если регулятор vel установить в крайнее правое положение (k, от слова keyboard - клавиатура), то арпеджиатор будет игнорировать запрограммированные значения Velocity и воспроизводить арпеджио с теми значениями Velocity, которые были получены в MIDI-сообщениях Note On. Если установить регулятор vel в крайнее левое положение (a, от слова arpeggiator), то будут воспроизводиться только те значения Velocity, которые были запрограммированы. Если установить регулятор vel в промежуточное положение, то будут воспроизводиться значения Velocity, вычисленные путем усреднения значений, запрограммированных и полученных из MIDI-сообщений.

Кнопками группы oct задается диапазон арпеджио в октавах.

Если кнопка ret включена, то арпеджиатор будет перезапускаться (переходить к шагу 1) для каждого последующего аккорда. Если кнопку ret включить, то арпеджиатор перезапускаться не будет.

Арпеджиатор программируется независимо для каждого слоя. Поскольку максимальное количество слоев - четыре, то можно создавать достаточно сложные грувы с участием четырех различных тембров (как мелодических, так и ударных).

Глобальные настройки синтезатора

Щелкните на надписи ALBINO 3 в правой нижней панели синтезатора. Вид панели изменится: на ней будет отображаться "тыльная сторона" синтезатора. Кроме текстовой информации на панели присутствует ряд глобальных параметров:

  • master tune - общая подстройка высоты тона;
  • gen range - максимальный разброс значений параметров синтеза при использовании кнопки GEN (установка параметров синтеза случайным образом);
  • bend up range - диапазон повышения тона колесом смещения тона в полутонах;
  • bend down range - диапазон понижения тона колесом смещения тона в полутонах (если выбрано значение link, то принимается такое же значение bend down range, как bend up range);
  • vel curve - график преобразования значений Velocity (при поступлении сообщения о нажатии MIDI-клавиши параметр Velocity преобразуется в соответствии с этим графиком);
  • dial mode - режим работы вращающихся регуляторов: Circular - для вращения регулятора мышью нужно совершать круговые движения, Linear - для вращения регулятора мышью нужно совершать линейные движения;
  • scale - музыкальный строй; с помощью кнопки LOAD можно загружать настройки для различных музыкальных строев из файлов с расширением TUN.

Чтобы вернуть нормальный режим отображения, следует щелкнуть на надписи ALBINO 3 еще раз.

Закончен рассказ еще об одном замечательном синтезаторе. В данном случае лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть.

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip