«Rock», «Classic»… FLAT! Введение в трудности правильного воспроизведения музыки

Многие видели такие пресеты на «эквалайзерах» непрофессиональной аппаратуры. Моим любимым с детства был «Rock» — там всегда басов больше, а верхи ласкают слух. Ну, нравится и ладно, казалось бы. Многие его любят. Но почему? Как позже выяснилось (выяснилось для меня, а не вообще), это из-за того, что человеческое ухо по-разному чувствительно к спектру на разных уровнях звукового давления (именно давления, а не «громкости»). Есть т.н. кривые равной громкости, которые изображают эту чувствительность (их же называют ещё кривыми Флетчера-Мэнсона).

Хоть эти «кривые» и имеют неточности, но общая картина такова. Что отсюда видно? Например, что при малых уровнях средние частоты мы слышим куда лучше низких и высоких. Поэтому «голый» необработанный звук слушать нет никакого кайфа. Всё усугубляется неидеальностями акустики и помещения. Большинство просто врубает «Rock» и блаженствует. Здесь есть существенная проблема: обычно такие «эквалайзеры» работают с одинаковой интенсивностью на любой громкости. В итоге помимо итак далеко неидеального выравнивания кривой мы имеем ещё и жуткое усугубление этих неидеальностей на более высокой громкости и недостаточную корректировку на более низкой. А это ведёт к утомляемости слуха и перегрузке техники на высоких уровнях. С вытягиванием ВЧ субъективно улучшается детальность звука. Но тут важно понимать, что многие детали есть и ниже ВЧ (скажем, от 3 до 6 КГц). Типичные «эквалайзеры» что только ни делают с этим диапазоном на разных уровнях громкости. Это тоже в копилку факторов перегрузки слуха и техники.

Разумеется, проблема стара как мир и давно известна. Поэтому в аппаратуре классом повыше всякого ширпотреба предусматривается такая функция, как «Loudness» (на отечественной технике подписывалась как ТК — тон-компенсация; в английском же, скорее всего, является производным от Equal Loudness — равная громкость). Приписывать её ко всем этим «эквалайзерам», с их «Rock», «Classic» и т.д., не стоит. Именно эта штука настроена таким образом, чтобы выравнивать изображенные на рисунке кривые. Грубо говоря, чем тише, тем сильнее тон-компенсация усиливает НЧ/ВЧ и наоборот. Поэтому при рассмотрении техники не стоит считать проблемой, что «басы на высокой громкости отключаются». Такое впечатление создается из-за плохой настройки, часто из-за несогласованности по уровням. Последнее означает, что Loudness усилителя будет давать не те результаты, если на входе усилителя слишком большой или слишком малый уровень. Поэтому тон-компенсация должна всегда работать в одном блоке с регулятором уровня, с учетом громкости на последнем этапе и с номинальным уровнем на входе.

Но недостаточно скорректировать лишь характеристики техники. Важнейшую роль играет акустика помещения и корпуса громкоговорителя. Я сам до последнего времени даже не осознавал, насколько. В моём случае роль была решающей! С этим сталкивался каждый любитель послушать музыку — «в этом углу басит, в этом не басит…». Самый неэффективный способ бороться — вбухивать большие деньги в аппаратуру, которая по природе своей не в силах что-то сделать с акустикой помещения. Что с дешевой, что с дорогой техникой будет одна и та же рулетка — повезёт или не повезёт в согласовании АЧХ колонок (+ФЧХ всей системы, но о ней ничего не скажу :) ) и АЧХ комнаты. Самым же эффективным из распространённых способов является эквалайзер и тряпка :) . Эквалайзер либо графический многополосный (> 20), либо параметрический (не менее 4 ступеней). Настраивать надо в несколько подходов, как на музыке, так и на тестовых сигналах (например, синусоидальный сигнал длительностью 20 сек с частотой, возрастающей от 30 до 300 Гц). Такой тестовый сигнал позволит выявить хотя бы явные резонансы. У меня такой резонанс был на 120 Гц. Резонанс сразу врезается в уши — звучит гораздо громче. При этом в музыке бас на одной ноте играет нормально, а на другой сильно гудит. Можно даже открыть такие гудящие ноты в спектроанализаторе и посмотреть, что это за частота, после чего сопоставить данные с опытом на тестовом сигнале — должно совпасть. Так можно срезать явные подъёмы с АЧХ эквалайзером. Что касается спадов — к ним слух менее чувствителен, они не должны так напрягать (их и для коррекции уловить труднее).

Про тряпку… Дело в том, что у моих колонок фазоинверторы (дырки которые) находятся сзади. Поэтому очень важно было не располагать колонки близко к углу и вообще к стенам. От одной колонки шёл весь гул, от другой его просто не было. Ну, я и заткнул фазоинвертор гудящей колонки тряпкой :) Гул пропал. Вообще. Только не теряйте голову — это побуждение к обдуманному действию, а не к возведению тряпки в фазоинверторе в ранг панацеи.

Желаю всем линейной АЧХ (ну или с небольшой коррекцией «под себя») с равномерным распределением громкости при любом уровне сигнала. Потому что именно тогда музыка будет звучать как задумывалось и радовать на любом уровне громкости.

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip