Студийные аудио мониторы. Разбор и рекомендации.

Покупать дорогие аудио мониторы, чтобы использовать их в работе на дому, накладно и не рентабельно. Деньги-то вы тратите свои, кровные. Сомневаюсь, что эти замечательные во всех отношениях, крутые аудио мониторы окупятся даже на сотую свою часть результатами, полученными с их помощью.

Упираться в такие супер аудио мониторы - не надо. Ну, если вы, конечно, не сын или отец олигарха. Тогда вы можете себе позволить вот так красиво и широко ошибаться.

Для ваших задач вполне хватит недорогих аудио мониторов, которые сейчас имеются в избытке во всех специализированных магазинах и фирмах. В общем, призываю вас не прыгать за журавлем в небо, а попытаться все же разглядеть синицу в руке. Для начала разберем те задачи, которые должен выполнять студийный аудио монитор. Какой он должен быть, чтобы вы могли работать с достаточной уверенностью в результате?

Начнем с простого и фактически, с конца:

  • аудио мониторы должны быть недорогими;
  • они должны быть небольшими, чтобы помещаться на письменном столе или на самодельных подставках;
  • они должны быть надежными в эксплуатации;
  • они должны быть активными для удобства размещения, подключения и простоты использования;
  • они должны обладать достаточным частотным диапазоном для полноты звуковой картины;
  • их мощность должна быть так же достаточной для вашей рабочей ситуации;
  • у них должна быть по-возможности гладкая АЧХ - они не должны “окрашивать” и улучшать звук.


Пожалуй это все.

Но, что же такое АЧХ? Это - амплитудно-частотная характеристика. В случае с акустикой эта характеристика представляет из себя график зависимости создаваемого излучателем (динамиком) уровня звукового давления от частоты подаваемого на него (излучатель) сигнала - синусоиды с постоянной амплитудой напряжения. Вследствие этого, по оси Х мы имеем частоту в Гц (герцах), а по оси Y - уровень звукового давления в дБ (децибелах).

Нижняя и верхняя границы частотного диапазона любой акустической системы, коей является и наши аудио мониторы, определяются неравномерностью ее АЧХ (в дБ). Если в описании характеристик аудио мониторов написано: “50 Гц - 20 кГц при -3 дБ”, то это означает, что ниже 50 Гц и выше 20 кГц спад амплитудно-частотной характеристики данной акустической системы превышает 3 дБ, т. е. аудио мониторы, конечно, будут воспроизводить и более низкие, и высокие, чем указанные в паспорте, частотные составляющие, но уже не так эффективно, как этого требует тот или иной стандарт измерений.

Форма АЧХ так же заметно влияет на само звучание аудио мониторов, в той или иной мере влияя на тембральную “окраску” звука. Например, звуковые мониторы с “задранной” в районе 1-4 кГц АЧХ будут казаться более громкими, чем аудио мониторы с плоской в этом диапазоне характеристикой.

Все тесты аудио мониторов проводятся в специальном “безэховом” помещении при помощи контрольного микрофона, тестовых аудиосигналов и композиций. Естественно, что АЧХ монитора на низкой частоте (НЧ) сильно зависит от акустики конкретного помещения, где его тестируют, а на высокой частоте (ВЧ) - от угла прослушивания. Хорошие АЧХ для аудио мониторов имеют отклонения в пределах +/- 3 дБ в диапазоне от 50 до 15000 Гц. Качество мониторов зависит не только от АЧХ, но и от уровня искажений, равномерности АЧХ по различным направлениям в пространстве и других важных факторов.

  • Есть еще и ФЧХ - фазо-частотная характеристика, но мы ее пока рассматривать не будем.


В общем, вы поняли, чего вы ждете от своих возможных аудио мониторов и уточнили для себя некоторые специальные понятия. Что же дальше? А дальше вот что.

После многих лет работы в серьезных студиях звукозаписи, я принял участие в одном интересном радио проекте. Мне была поставлена задача подобрать оборудование для небольшой студии звукозаписи. Учитывая бюджет, я естественно не мог включить в список необходимого мои любимые аудио мониторы - Dynaudio Acoustic BM6A. Пришлось срочно искать бюджетный вариант. Причем - очень бюджетный. Зная свои капризы, я понял, что задача непростая.

В процессе поисков, я наткнулся на весьма любопытные аудио мониторы. Естественно китайского производства. Зато, по стоимости от 5 до 9 тысяч рублей за штуку. Круто, да? Это - продукция под маркой Axelvox. Существуют три модели этих мониторов: TR-5a, TR-6a и TR-8a. Внешний дизайн всех моделей похож, а цифра в названии указывает на диаметр использующегося НЧ-динамика. Вполне пригодный вариант. Синица в руке. Но, бывает и кот в мешке. Этого никто пока не отменял. Китай все таки…

Результаты измерений всех аудио мониторов Axelvox специалистами можно считать вполне нормальными. Явных недостатков эти измерения не выявили, что для бюджетных мониторов является хорошим признаком. В целом качество звучания Axelvox позволяет использовать эти аудио мониторы в профессиональной сфере.

Несмотря на малую стоимость, явных перекосов в звучании мониторов не наблюдается, все достаточно сбалансировано. Преимуществом этой акустической системы является натуральная передача тембров в области средних частот. Никакого тембрального провала в переходной зоне нет. Нижний регистр звучит неплохо. Недостатка насыщенности в области низких частот не наблюдается. В то же время нет гулообразного оттенка от применения фазоинверторной схемы. Что же касается некоторых отдельных недостатков мониторов, то тут нужно отметить не совсем достаточную детальность звучания во всем рабочем диапазоне и заметную “окрашенность” в области высоких частот, вследствие искажений.

Все мониторы Axelvox являются вполне удачными. Качество звучания находится на уровне младших моделей от брендов, превышающих Axelvox по стоимости. Выявленные недостатки не так уж значительны. А конкурентов среди аудио мониторов за такую низкую стоимость - просто нет.

В случае с Axelvox мы пошли на поводу у цены. Все таки - компромисс налицо. Если же у кого-то отложено больше денег на покупку аудио мониторов, то тогда стоит рассмотреть другой вариант. Позволю себе предложить вот этот.

Tannoy Reveal 5A. Стоят они порядка 11 тысяч рублей за штуку. И имеют неплохие отзывы, как у экспертов, так и у пользователей.

В звучании аудио мониторов Tannoy Reveal 5A следует выделить хорошо проработанную середину и чистые высокие частоты. Из-за низкого уровня искажений, во всем воспроизводимом диапазоне, в звучании присутствует хорошая детальность, необходимая для выявления недостатков при работе со звуком на этапах записи и сведения. Яркое, натуральное звучание на средних частотах также позволяет уверенно чувствовать себя при сведении аудио материала.

Единственный на мой взгляд недостаток модели - низкие частоты не так проработаны, как средние или высокие, поэтому дополнительное использование дополнительного низкочастотного аудио монитора - сабвуфера, весьма желательно. Что же вы хотели от динамика с диффузором всего 12 сантиметров? Но, это будет вам обойдется еще примерно в 18 тысяч рублей. Однако, оно того действительно стоит.

Кроме прочего, акустическая система Reveal 5A, является весьма удачным решением по качеству звучания. Имеет уникально низкий уровень искажений, красивый дизайн и удобно расположенные на передней панели элементы управления.

Рискну углубиться дальше. Если же у вас в “загашнике” сумма еще приличнее, то тогда стоит обратить внимание на вот эти аудио мониторы. KRK RP8G2 (Rokit Powered 8). Стоят они примерно 15 тысяч рублей за штуку.

Звучание этих аудио мониторов следует признать хорошим. Для бюджетных мониторов это очевидный прогресс. Такого замечательного звука от KRK серии Rokit просто не ожидаешь. Тембр достоверный по всему частотному диапазону. Стерео панорама в норме и хорошо контролируется. Средние частоты абсолютно не провалены.

Мониторы KRK Rokit получились очень удачными. Оставаясь на доступном по цене уровне, они демонстрируют отличное качество звучания. Имеет место сбалансированность цены и качества. Модель KRK RP8G2 будет хорошим выбором для полночастотного мониторинга различных стилей электронной музыки в домашней студии с небольшим бюджетом. Все совсем даже не плохо.

На этом повествование о студийных аудио мониторах временно закончу.

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip