Запись и обработка женского вокала

женский вокал

Сегодня мы рассмотрим особенности записи, последующей обработки и сведения женского вокала. Это довольно интересная тема т.к. женский вокал встречается намного чаще, чем мужской и работа с ним немножко другая. Из своего опыта могу выделить три самых главных момента, которые, в итоге, наиболее повлияют на конечный результат:

1. Уровень вокальной подготовки вокалистки.
2. Уровень подготовки и опыт звукорежиссёра.
3. Аранжировка песни.

По первому пункту хочу отметить, что если вокалист поёт чисто, на дыхании, умело пользуется регистрами своего голоса, то, как правило, при записи мы получаем изначально качественный результат. Хорошо спетая мелодия, практически, не нуждается в динамической и интонационной обработке.

Особенностью вокального женского вокального звука есть преобладание в голосе высокой середины. Причём это касается и высоких и низких голосов. При записи может возникнуть эффект «носового» звука в районе 1-2 кГц. Именно эта часть спектра наиболее проблемная при записи женского голоса. В женском голосе очень много этих частот и они при записи могут дать голосу очень неприятный оттенок. Также очень многое зависит и от звукорежиссера. Нельзя работать по шаблону. К каждой композиции нужно подходить индивидуально, исходя из стиля, особенностей мелодики, ритма и т.д. Например, если мы пишем голос для композиции в стиле поп-рок, то вполне логично применить на вокале жёсткую компрессию. Если мы записываем акустическую музыку, то компрессия может быть минимальной.

Аранжировка – это краеугольный камень всего процесса записи. Аранжировка должна быть написана под конкретный голос. Причем нужно подобрать такие инструменты, какие бы хорошо сочетались по тембру с вокалом. Здесь нужно проявить и умение подобрать инструменты, а также умение грамотно разместить их в миксе. Не следует перегружать аранжировку большим количеством инструментов, но в то же время, следует избегать и «пустоты» звучания.

Женский голос в диапазоне может занимать пространство от фа-соль малой октавы до соль-ля второй октавы. В современной поп-музыке музыке этот диапазон значительно сужается от фа-соль малой октавы до ре-ми второй. В этом регистре следует очень внимательно размещать инструменты. Партии могут быть как в гармоническом, так и в мелодическом изложении, но самое главное – не должно быть никаких солирующих инструментов, играющих на большой динамике и конфликтующих с голосом. То же самое можно сказать и о перкуссии и тарелках. Так, например, бонги могут значительно понизить разборчивость женского вокала. Дело в том, что «теплота» женского голоса находится в районе 200-600 Гц, и здесь так же присутствует преобладающая частота бонгов. Проблему можно решить двумя путями:
1. Эквализация.
2. Не применять данную перкуссию в тех частях, где присутствует женский вокал.

И ещё очень важный момент. После записи голос должен сводиться не с готовым миксом, а в со всеми партиями вместе. Другими словами, у нас должен быть полный проект, в который мы добавляем лидирующий вокал.

Почему так? Дело в том, что при таких раскладах можно контролировать каждый инструмент отдельно, и, соответственно, более точно вложить инструменты и вокал в композицию.

women adobe

Теперь рассмотрим непосредственно процесс записи женского голоса.

Я применяю такую цепочку – микрофон, микрофонный предусилитель, звуковая карта. Хочу отметить, что микрофонный предусилитель может иметь встроенный лимитер. В некоторых случаях есть смысл добавить в цепочку и компрессор, но в таком случае нужно его изначально правильно настроить, в соответствии со стилем и характером музыки. На мой взгляд, лучше проводить динамическую обработку после записи «чистого» голоса. Если Вы пишите через микшерный пульт, то в большинстве случаев регуляторы частот нужно установить в нулевое положение. Незначительная частотная коррекция необходима только в тех случаях, когда в голосе есть очень уж резкие частоты и при записи они выделяются.

Обратите внимание, что в таких случаях мы немного их убираем, но ничего не добавляем. Записать голос нужно на такой динамике, когда нет клиппирования, и в то же время, уровень записи не занижен. Вот тут как раз и проявляется мастерство вокалистки петь ровно, плотно и без динамических перепадов. Очень сложно записать вокал, если фразы «стреляют», а потом «заваливаются». Даже при очень сильной последующей компрессии вам не избежать шероховатостей в голосе.

Желательно, установить одинаковую чувствительность микрофона и просить вокалистку петь на одинаковом расстоянии. Чрезмерное удаление или приближение к микрофону может также изменить тембр голоса. Поэтому определились с расстоянием, выставили нужную чувствительность - и дальше стараемся писать в таком режиме.

Следующий этап после записи – динамическая обработка вокала. Как правило, записанный голос нуждается в эквализации и компрессии. Эквализация женского вокала имеет свои особенности. В принципе, я не сторонник шаблонной работы, в каждом конкретном случае нужно слушать и анализировать. Иногда нужно немного поднять 300-500 Гц для добавления «теплоты», для лучшего присутствия голоса в миксе можно увеличить 4-5 кГц, для создания эффекта «песка» - 10-12 кГц. Но всё это очень индивидуально. Если в самом голосе и так очень много низкой середины, то подъёмом 300-500 Гц можно добиться только гугнивости и мутности. То же самое можно сказать и об остальных зонах эквализации. Слушайте, как ложится вокал в микс, где возникают частотные конфликты, возможно, лучше убрать какую-то частоту на другом инструменте, чем на вокале добавить.

Завершающий этап работы над вокалом – обработка голоса пространственными и модуляционными эффектами. Здесь также всё очень индивидуально. Можно делать дабл-треки и разводить их по панораме, можно добавлять на голосе дополнительные гармоники с помощью эксайтера и т.д. Единственный критерий – это стиль музыки. Если пишем электронную музыку, то и голос можем подвергать специфическим электронным обработкам, если акустическую, то такие обработки вообще неуместны.

Подведём итоги.

Главная особенность записи женского вокала – наличие в голосе большого количества высокой середины. Нужно очень аккуратно подойти к работе над голосом, поскольку с одной стороны вокал должен звучать естественно и ярко, а с другой – при записи могут появиться неприятные «зудящие» частоты. В каждом конкретном случае проанализируйте и изучите женский голос. Найдите наиболее яркие зоны спектра, слушайте, как голос сочетается с остальными инструментами, и не спешите радикально сразу же его обрабатывать. Всё выполняйте постепенно и аккуратно.

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip