Творческое использование вокодера. Часть первая.

Вокодер Korg VC10

Вокодеры были очень популярны в 70-е, но их звук «говорящей клавиатуры» скоро стал клише, и с тех пор их популярность постоянно уменьшается. К тому времени, когда технология MIDI начала набирать обороты, вокодеры почти ушли с рынка, только несколько компаний продолжали их производить. А жаль, потому что вокодеры действительно имеют свое собственное предназначение, когда становятся частью MIDI системы. К счастью, некоторые процессоры эффектов сейчас включают вокодер как часть своего репертуара, и, при наличии у пользователя некоторой изобретательности, они могут быть творчески использованы для воздействия на звук самыми разными способами, и вовсе не только таким, о котором все знают (эффект «я проглотил эту ноту»). Но перед тем как рассмотреть некоторые нестандартные приемы использования вокодера, будет полезно заглянуть внутрь этого прибора, чтобы посмотреть, как он работает.

Вокодер позволяет переносить тональный характер одного звука на другой, иногда весьма сильно отличающийся от первого; классический эффект говорящей клавиатуры получается путем переноса характеристик длинного синтезированного звука на человеческий голос. Что же в действительности происходит? Вокальный сигнал, который мы будем называть модулятор, анализируется банком фильтров, которые непрерывно измеряют огибающую сигнала в каждой части спектра, таким же образом, как это делает анализатор спектра. Чем больше фильтров в банке, тем более точен анализ.

Сигнал, который будет подвергнут изменениям (несущий сигнал), также подсоединяется к банку фильтров, но на этот раз уровень сигнала, проходящего через каждую полосу фильтрации, модулируется в соответствии с выходом секции анализатора спектра. Другими словами, спектральные характеристики модулирующего сигнала дублируются в банке фильтров, обрабатывающем несущий сигнал. Если модулирующий сигнал постоянно меняет свой характер, как это и происходит в случае с человеческим голосом, то изменения динамики передадутся на несущий сигнал и дадут звуку узнаваемые свойства вокала. Этот процесс настолько эффективен, что становится возможным различать слова даже при полном отсутствии изначального голосового сэмпла. А в связи с тем, что мы анализируем спектральный состав, а не абсолютную высоту модулирующего сигнала, становится неважным, поются слова или просто произносятся.

Кроме очевидных спектральных вариаций, производимых голосовыми связками, человеческая речь также включает фрикативные звуки – короткие, высокочастотные звуки, присутствующие в таких буквах как «С», «Т», генерируемые ртом. Если такие звуки отделены от основного вокального сигнала посредством фильтра высоких частот (high-pass filter), они могут быть добавлены к выходному сигналу для повышения разборчивости звука, а поскольку они не имеют отношения к музыкальной высоте тона вокала, они могут быть добавлены к музыкальному выходу без изменений.

Музыкальный форум

Законодательство РФ

Весь контент представленный на сайте сообщества Digital Sound в соответствии с законодательством РФ, предназначен для персонального использования и только в ознакомительных целях. Права принадлежат только их владельцам.

Для правообладателей

Весь контент присутствующий на сайте сообщества Digital Sound скачивается из открытых источников в интернете. Если вы являетесь автором и считаете что нарушаются Ваши авторские права, просьба сообщить нам незамедлительно.

Digital Sound © Project Snip | 2009 - 2013 Все права защищены.
Сайт музыкального сообщества Digital Sound - новости из музыкального мира, актуальный софт для музыканта и диджея, статьи и обучение, социальная сеть, форум, конкурсы с призами.
Мы рассматриваем все виды взаимовыгодного сотрудничества, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. По вопросам размещения рекламы обращаться на почту к Project Snip